#ВСЕВМЕСТЕ

НАРУШЕНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ

НАРУШЕНИЯ СРЕДСТВ ОБЩЕНИЯ

Самообразование

21.02.2024

 

Формирование навыков употребления притяжательных местоимений у детей 

А как часто Ваши дети допускают ошибки в речи? Притяжательные местоимения — эта тема которая всегда идёт в параллели с остальными на занятиях с детьми-билингвами.

Это «моЯ папа», а это «моЙ машина»

Давайте вспомним, что такое притяжательные местоимения.

Притяжательные местоимения указывают на принадлежность предмета какому-либо лицу и отвечают на вопросы чей? чья? чьё? чьи?

Притяжательные местоимения: мой (моя, моё, мои), наш (наша, наше, наши), твой (твоя, твоё, твои), ваш (ваша, ваше, ваши), его, её, их, свой (своя, своё, свои).

По строению и склонению притяжательные местоимения похожи на имена прилагательные и изменяются по родам, числам и падежам.

Чтобы объяснить ребёнку, как правильно использовать местоимения, важно пройти несколько этапов.

  • Научиться делить слова на:
  • слова — мальчики
  • слова — девочки
  • слова — среднего рода
  • Подключаем действия, для более лучшего восприятия:
  • слово-мальчик, это слова как правило с нулевым окончанием или мягким знаком, они как замочек, закрываются (делаем замочек из рук🤝 или хлопок👏)
  • слово-девочка, чаще всего это слово можно долго тянуть, даже пропеть (раскрываем ладони, поём👐)
  • слово среднего рода, оканчиваются на О или Е — всегда удивляются, показываю так 😯😱, прикладываем руки к щекам (если слово заканчивается на Е — стараемся изменить, солнце — солнышкО, чтобы выразить удивление)
  • Далее местоимения+жест:
  • стул👏/🤝, слово захлопнулось, значит ОН👏/🤝
  • куклаааа👐, слово поёт, значит ОНА👐
  • дерево😯😱, слово удивляется, держим щёчки😱

И следующий этап, притяжательные местоимения:

  • дом — он 👏 мой
  • книга — она 👐 моя
  • кресло — оно 😱 моё

Для закрепления употребления  в речи притяжательных местоимений «Мой!», «Моя!», «Мое!», «Мои!» предлагаю  вам рассказать ребенку   сказочную историю, про жадного медвежонка, которая  поможет  ребенку  овладеть грамматическими формами, активизирует    мыслительную деятельность, воображение.

Историю рассказывает  сначала взрослый, а потом попросить ребенка. При этом используйте куклы бибабо,  игрушки,   иллюстрации, предметные и сюжетные картинки.

Применение  такого вида совместной  деятельности  родителей с ребенком дает очень хорошие результаты: ребенок  быстро усваивают то, что недавно для него было недоступно.

Сказка «Жадный медвежонок»

Жил в лесу жадный медвежонок.

Самыми любимыми его словами были слова «Мой!», «Моя!», «Мое!», «Мои!».

Шел он однажды по лесу, навстречу ему ежик идет, на спине гриб несет. «Мой!» – заревел медвежонок и отнял  гриб. Ёжик  заплакал, свернулся клубочком. Медвежонок пнул  ёжика  лапой и больно укололся. «Бедная моя лапа!» — зарычал он.

Прихрамывая, побрел медвежонок дальше. Идет и проговаривает «Мой!» гриб.   Видит: зайка прыгает,   в лапках морковку несет «Моя!»-  свирепо проревел  медвежонок и выхватил у зайчишки морковку. Зайка, струсив,  убежал от злого медвежонка  в кусты. А медвежонок идет по лесной тропинке  и приговаривает «Мой!» гриб, «Моя!»- морковка.

Идет, идет  медвежонок, а  навстречу ему мышка бежит, а в лапках у нее маленькое яблочко, увидел медвежонок  мышку и проревел «Мое!» – и отнял у мышки яблочко. Мышка заплакала и убежала в норку.

Дальше идет мишка по лесу и приговаривает «Мой!» гриб, «Моя!»- морковка«Мое!» яблоко, а навстречу ему белочка скачет, полную корзинку орехов несет. «Мои!»– закричал медвежонок и отобрал у белочки корзину с орехами. Белочка испугалась медвежонка и убежала в свой домик.

Сел медвежонок на полянке взял гриб и сказал «Мой!», поднял морковку  и сказал «Моя!»,  взял яблочко и сказал «Мое!», посмотрел на орехи и сказал «Мои!».

С тех пор  Ёжик, Зайка, Белочка и Мышка не дружили с медвежонком, все обходили его стороной, а он все ходил по лесу и кричал: «Мой! Моя! Мое! Мои!».

Вот  такой был мишка «Жадина» когда был маленький.

После прочитанного обсудить с ребенком поступки медвежонка, спросить какие слова любил  говорить медвежонок. Что забрал медвежонок у Ёжика, Белочки, Зайки, Мышки.

«А как он говорил?  А как ты думаешь, какой мишка сейчас?…. Можно додумать сказку.

Можно  дома сделать «Волшебный сундучок», или «Чудесный мешочек». Положить туда, например  игрушки,  попросить ребенка доставать по одной игрушке и спросить: Как ты думаешь, о чем медвежонок мог сказать «Мой!», «Моя!», «Мое!», «Мои!»?

Ребенок берет игрушку, называет, взрослый помогает вопросом: «Как ты скажешь —  чья эта кукла?»  и так далее   «Чей?  Чье?  Чьи?».   

Играя в такие игры можно закрепить не только употребление притяжательных местоимений с существительным, а также закрепить названия предметов быта, название фруктов, овощей, посуды, одежды тем самым пополнив словарный запас ребенка.


Комментариев нет:

Отправить комментарий