ОПЫТ РАБОТЫ 2011 - 2012 уч.г


КАЧЕСТВО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ МНОЖЕСТВОМ ФАКТОРОВ, ОДНИМ ИЗ КОТОРЫХ ЯВЛЯЕТСЯ НЕПРЕРЫВНОЕ ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ВОСПИТАТЕЛЯ. ВАЖНУЮ РОЛЬ ПРИ ЭТОМ ИМЕЕТ СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ, САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С НОВЕЙШИМИ ДОСТИЖЕНИЯМИ ПЕДАГОГИКИ, С ПЕРЕДОВОЙ ПРАКТИКОЙ РАБОТЫ ДРУГИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, В ТАКЖЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ.
Темы по самообразованию
2010 - 2011 год.
Тема: «Формирование связной речи с детьми старшего дошкольного возраста как необходимое условие подготовки к обучению грамоте в школе»
2011 - 2012 год.
Тема: «Совершенствование связной речи дошкольников через развитие мелкой моторики»

ОБОБЩЕНИЕ РАБОТЫ
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.
Связная речь - высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью в детском саду. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения - все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (диалогической и монологической) речи.
В настоящее время формирование связной речи дошкольников достаточно актуально, так как современное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного её развития. Современное - значит начатое с первых же дней после рождения ребенка. Полноценное овладение речью - значит достаточное по объему языкового материала. 
Развитие связной речи  - это одна из основных задач, стоящих перед воспитателем на протяжении всех лет обучения и воспитания ребенка в детском саду. Внимание к развитию связной речи ребенка на первых возрастных ступенях особенно важно потому, что, в это время интенсивно растет мозг ребенка, и формируются его функции. Физиологам известно, что функции центральной нервной системы именно в период их естественного формирования легко поддаются тренировке. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда.
Таким образом,  процесс развития речи ребенка дошкольного возраста – процесс сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи.
Одним из компонентов развития связной речи является совершенствование мелкой моторики. Основная задача воспитателя должна заключаться в том, что начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с первых дней поступления ребенка в детский сад. Кроме того, упражнения должны быть в комплексе, то есть сопровождаться словом.
Влияние мелкой моторики на развитие связной речи дошкольников
          Основы развития связной речи дошкольников
Успешность обучения детей к школе во многом зависит от уровня овладениями связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (монологической и диалогической) речи. Для того, чтобы речь была совершенной, необходимо ее тренировать уже с первых дней посещения ребенком детского учреждения.
Для того чтобы понять сущность развития связной речи, необходимо изучить теоретические аспекты.
Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. Все исследователи отмечают сложный характер связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания.
Обучение связной речи детей в отечественной методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого. Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах М.М. Кониной, А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, О.И. Соловьевой, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, Е.А. Флериной. Проблемы содержания и методов обучения монологической речи в детском саду плодотворно разрабатывались А.М. Бородич, Н.Ф. Виноградовой, Л.В. Ворошниной, В.В. Гербовой, Э.П. Коротковой, Н.А. Орлановой, Е.А. Смирновой, Н.Г. Смольниковой, О.С. Ушаковой, Л.Г. Шадриной и др.
Авторы пишут, что речь ребенка обогощается быстрее, и его психика развивается разностороннее, если воспитатель ставит его в такие условия, когда естесственная речевая деятельность проходит более интенсивно. Основным условием ускорения развития речевой деятельности является применение различных методов обучения речи.
Методом обучения называют действия обучающего и обучаемого, выполняемые с целью передачи знаний от одного к другому.
Для дошкольного периода развития речи характерны практические методы: метод имитации, метод разговора (беседы), метод пересказа, метод рассказывания (сочинения). (Приложение 1.)
Таким образом, обобщив цели и задачи развития связной речи, методические принципы, были подобраны упражнения и игры, обучающие различным видам связных высказываний, рассмотрены специфические условия овладения детьми связной речью. 
Методы и приемы развития мелкой моторики

Формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Таким образом, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при своевременном речевом развитии, и, особенно, в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладением письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.
Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребенка.
Существует целая система игр и упражнений для тренировки пальцев рук. Стихи, сопровождающие упражнения, формируют и совершенствуют чувство ритма, что важно при обучении письму. Кроме того, они учат слышать рифму, ударение, делить слова на слоги. Детям предлагаются следующие приемы работы для развития мелкой моторики:
- упражнения для массажа;
- упражнения, развивающие координацию движения пальцев рук;
- упражнения, развивающие взаимодействие между полушариями мозга;
- упражнения без предметов;
- упражнения с различными предметами;
- гимнастика для пальцев;
- упражнения, укрепляющие мышцы кистей рук;
- упражнения, развивающие координацию движений кистей рук.
Упражнения без предметов можно использовать где и когда угодно, в любое свободное время. Они не требуют от взрослого специальной подготовки. (Приложение 2)

Можно совершенствовать процесс развития мелкой моторики и другими способами такими как: игры с мелкими предметами (пазлы, мозаика, конструкторы, бусины и др.),  лепка и аппликация.

Развитие связной речи дошкольников через комплекс упражнений по развитию  мелкой моторики  
Изучение связной речи и состояния мелкой моторики   детей                2 младшей группы «Аленушка»
Развитие связной речи необходимо начинать с первых дней поступления ребенка в детский сад. В данном случае дети перешли из ясельной группы уже с достаточным запасом активного словаря во вторую младшую группу. Ранее с ними была проведена работа по обогащению связной речи, сейчас важно поддерживать и развивать уже накопленный ими опыт.
В младшем дошкольном возрасте важно учитывать то, что все дети развиты с учетом индивидуальных особенностей, одно и тоже задание не будет выполняться ими одинаково.
Изучив возрастные особенности развития речи и ее обогащение в процессе взросления ребенка, была создана таблица «Развитие речи детей 3-4 лет» (Приложения 3,4)
Для изучения связной речи во второй младшей группе, необходимо проверить:
• Какие трудности испытывает ребенок при пересказывании художественных произведений, из какого количества слов строит фразы?
•      Насколько точно передает содержание прочитанных текстов, пользуется ли интонационными средствами выразительности, умеет ли самостоятельно составить рассказ по сюжетной картинке?
В группе 25 человек. У Дементия С. наблюдается общее недоразвитие. Миша З., Даниил Н., Кирилл С., Семен М., Костя А., Алеша Ш. И Лена Р. имеют слабый словарный состав, и поэтому затрудняются как в пересказе, так и в собственном рассказывании по сюжетным картинкам. У остальных воспитанников речевое развитие соответствует возрастной норме, но для совершенствования связной речи  с ними проводится работа по развитию мелкой моторики, как и с детьми,  которые нуждаются в индивидуальной работе.
Наблюдения за детьми, у которых выявлены проблемы в речевом развитии, показали, что у них слабо развиты навыки самообслуживания, они не могут сосредоточиться над поставленными перед ними задачами во время образовательной деятельности. 
Использование комплекса упражнений по развитию мелкой моторики
Работу по развитию мелкой моторики, связной речи  необходимо проводить в течение всего дня пребывания ребенка в детском саду. Не обязательно говорить ему, что мы сейчас будем развивать его руки и т.д., главное сформировать игровую мотивацию и заинтересовать ребёнка.

·Запускать пальцами мелкие волчки.
·Разминать пальцами пластилин, глину.
·Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.
·Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок - бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул - закрылся, спрятался).
·Делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь.
·Двумя пальцами руки (указательным и сред ним) «ходить» по столу, сначала медленно, как будто кто-то крадется, а потом быстро, как будто бежит. Упражнение проводится сначала правой, а потом левой рукой.
·Показать отдельно только один палец – указательный, затем два (указательный и средний), далее три, четыре, пять.
·Показать отдельно только один палец - большой.
·Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.
·Махать в воздухе только пальцами.
·Кистями рук делать «фонарики».
·Хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе.
·Собирать все пальцы в щепотку (пальчики собрались вместе - разбежались).
·Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.
·Наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль).
·Завязывать узлы на толстой веревке, на шнуре.
·Застегивать пуговицы, крючки, молнии, за мочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками.
·Закручивать шурупы, гайки.
·Игры с конструктором, мозаикой, кубиками.
·Складывание матрешек.
·Игра с вкладышами.
·Рисование в воздухе.
·Игры с песком, водой.
·Мять руками поролоновые шарики, губку.
·Шить, вязать на спицах.
·Рисовать, раскрашивать, штриховать.
·Резать ножницами.
·Рисование различными материалами (ручкой, карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью, углем и т. д.).

Использование  комплекса упражнений и игр осуществлялось во всех формах образовательной деятельности в течение дня. Индивидуальная, подгрупповая и групповая работы с детьми по развитию мелкой моторики в течение шести месяцев показали хорошие результаты. Семен М. и     Лена Р.  стали использовать в речи  полные фразы.  Леша Ш. и Кирилл С. стали  увереннее при выполнении навыков самообслуживания, мальчики могут рассказать по картинке ими придуманный рассказ, общаться с детьми полными предложениями. Миша З. и Даниил Н. научились правильно держать карандаш в руке, застегивать пуговицы и шнуровать на специальной доске, кроме того в их словарном запасе появилось много новых слов, которые они употребляют в разговорной речи.
 Таким образом, можно отметить, что ребенок нуждается в помощи взрослого, ему сложно развиваться самостоятельно, каким бы развитым он не был. Важно вовремя поймать момент, на котором задержалось развитие и по возможности его развивать, применяя различные методы и приемы. При этом важно помнить, что развивая что-то одно (к примеру, мелкую моторику), мы развиваем сразу все психические процессы, а так же личность в целом.
Заключение

Именно развитию мелкой моторики у детей, психологи придают особую важность и при этом связывают развитие мелкой моторики именно с развитием речи.
Во введение были указаны авторы, которые работали над взаимосвязью  моторики и развитием речи. Они писали, что в коре головногомозга зона,  отвечающая за движения кисти руки, расположена радом с зоной, отвечающей за речевые навыки. Тут,  как правило,  имеют ввиду зону «Брока» ответственную за речь. Это официальное мнение психологов. В мозге вокруг зоны отвечающей за мелкую моторику расположено гораздо больше зон чем нас убеждают психологи. Зоны, отвечающие за внимание и концентрацию, за образное и пространственное мышление, память и т. д. Проще говоря, мелкая моторика тянет за собой весь интеллект.
В опыте работы была рассмотрена связная речь и влияние развития мелкой моторики на ее обогащение. На примере второй младшей группы, методом наблюдения и беседы, была видна данная взаимосвязь. Поэтому актуальность поставленной проблемы очевидна.
Таким образом, использование комплекса упражнений по развитию мелкой моторики в различных формах образовательной деятельности дает возможность детям чувствовать себя уверенно не только при выполнении навыков самообслуживания, но и в общении со сверстниками и взрослыми. Поэтому необходимо продолжать работу в данном направлении.

Комментариев нет:

Отправить комментарий