Консультация для педагогов
Как правильно организовать коррекционный час в логопедической группе
В
рамках взаимодействия специалистов ДОУ, учитель-логопед рекомендует
воспитателям включать в свою индивидуальную работу занятия с двумя-тремя детьми
в день по тем разделам программы, при усвоении которых эти дошкольники испытывают
наибольшие затруднения. Важно, чтобы в течение недели каждый ребенок хотя бы по
одному разу позанимался с воспитателями индивидуально. Прежде всего занятия направлены
на автоматизацию и дифференциацию звуков. Они носят название «коррекционный
час» и включают в себя индивидуальные занятия или занятия с малой группой по
заданию учителя-логопеда. Состав детей и содержание «коррекционного часа»
вносятся в «Тетрадь взаимодействия воспитателя и учителя-логопеда».
Целью
коррекционных занятий воспитателя является развитие познавательной
деятельности, речи, а также закрепление навыков и умений, связанных с усвоением
образовательной и коррекционной программы. Чтобы обеспечить оптимальную
эффективность «коррекционного часа», воспитатель организует, параллельную
работу детей: для одних подбираются знакомые дидактические игры, другим даются графические
задания и упражнения. Один воспитанник или малая подгруппа занимаются непосредственно
с воспитателем.
Индивидуально
воспитатель занимается 10-15 минут (в зависимости от возраста ребенка), затем
дети меняются местами. Для самостоятельной деятельности детей подбираются игры,
задания и упражнения, которые уже им знакомы и хорошо освоены по содержанию и
способу действия. Эти игры, задания и упражнения носят закрепляющий характер.
Особого
рассмотрения заслуживают вопросы, связанные с коррекцией недостатков
звукопроизношения у воспитанников с ТНР. Как правило, у таких детей встречаются
тяжёлые нарушения речи, дефекты носят стойкий характер. А работа над звуком –
это выработка нового сложного навыка. И как любой навык, он требует усилий,
времени, системы в занятиях и неоднократного повторения. Этап постановки и
первоначального закрепления в речи правильных речевых стереотипов (новых
звуков) в индивидуальной форме работы с детьми проводит учитель-логопед. Позже,
на этапе автоматизации звука в словах, фразе и тексте подключается к работе и воспитатель.
Объединение
2-4 детей по сходным проблемам в подгруппы позволяет проведение специальных
игр-занятий, нацеленных на развитие навыков дифференциации звуков на слух и в
собственной речи детей, умений осуществлять элементарный анализ звучащей речи.
Результат во многом зависит от того, насколько удастся превратить скучную
работу над звуком в увлекательную игру. Как вариант работы по автоматизации
правильного звукопроизношения может быть выделено закрепление за каждым из
воспитателей группы детей со сходными недостатками. Например, один воспитатель
курирует дошкольников с дефектами произношения свистящих и шипящих звуков, а
другой – с дефектами произношения сонорных звуков. Кроме того, определённые
требования должны соблюдаться в отношении исправления ошибок в детской речи:
они должны быть сделаны в тактичной, щадящей форме и только при уверенности,
что поправка дойдет до сознания детей.
Значимую
помощь в реализации коррекционного воздействия воспитатель может получить от
педагогического коллектива ДОУ. Согласование подходов как к общему, так и к
речевому воспитанию детей при организации музыкально-ритмических, физкультурных
занятий, оздоровительных мероприятий, выработка единого речевого пространства
по отношению к детям с ОВЗ – эти и другие вопросы становятся основой для
содержательного взаимодействия всех специалистов, участвующих в
коррекционно-образовательной программе.
Одним из главных условий качества коррекционно-речевого воздействия является искренняя заинтересованность педагогов в его результатах, желание помочь ребёнку, постоянная готовность оказать ему необходимую поддержку в случаях затруднений. Поэтому от уровня профессионального мастерства, общей и речевой культуры, тактичности, терпеливости, но и одновременно – от его настойчивости, последовательности в работе зависят отношение самого ребёнка к предлагаемой педагогической помощи и мотивация к её принятию.
Проводимая
воспитателями детских садов грамотная работа с детьми, имеющими недостатки в
речевом развитии, имеет огромное, часто решающее, значение в эффективности коррекционного
процесса.
Комментариев нет:
Отправить комментарий