19.10.2018

Картотека по развитию речи детей с ОВЗ


«Дидактические игры для развития речи детей дошкольного возраста c ОВЗ».
1. Дидактическая игра «Собери ромашку».
Цель: автоматизация звука в речи, дифференциация звуков.
Ход игры: В центр цветка выкладывается картинка с изображением соответствующей звуку буквы. Ребёнок подбирает картинки с заданным (автоматизируемым) звуком из ряда картинок, в названии которых есть смешиваемые в произношении звуки (например: [Л] и [Р]), называет картинки. В задании можно оговорить определённое положение звука в слове. Можно составить предложения с каждой из картинок.
2. Дидактическая игра «В каком королевстве живет звук»
Цель: определение положения звука в слове; закрепление понятий «звук», «гласный звук», «согласный твёрдый звук», «согласный мягкий звук».
Ход игры: В центр цветка выкладывается квадрат красного цвета (синего, зелёного). Дети находят картинки с изображением предметов, названия которых начинаются на гласный звук (твёрдый согласный, мягкий согласный звук), и выкладывают их на лепестки.
В задании можно оговорить определённое положение звука в слове (начало, конец, середина).
3. Дидактическая игра «Посади в вагоны»
Цель: упражнять детей в нахождении заданного звука в словах и определении его местонахождения, развивать мыслительные операции, фонематический слух.
Ход игры: В центр цветка выложить картинку вагона с тремя окошками с определенным местом звука в слове, например в середине, и объяснить, что на лепестки цветка надо выложить только те картинки, которые определяют место буквы в слове.
4. Игра «Змейка или колокольчик»
Цель: закрепление понятий «звонкости – глухости» твёрдых и мягких согласных звуков.
Ход игры: В центр цветка выкладывается квадрат соответствующего цвета с изображением колокольчика (звонкий звук) или змейки (глухой звук). Дети находят и выкладывают на лепестки соответствующие картинки.
5. Игра «Какая картинка лишняя?»
Цель: развитие фонематических процессов, формирование произвольного внимания, мыслительных операций.
Ход игры: В центр цветка выкладывается квадрат соответствующего звуку цвета, на лепестки – картинки которых начинаются на заданный звук и 1 – 2 картинки с другими звуками. Ребёнок должен найти лишние картинки.
6. Игра «1,2,3 - слог прочти»
Цель: развитие звуко-буквенного анализа и синтеза, закрепление навыков слогового чтения.
Ход игры: Ребёнок прочитывает слоги, даёт характеристику произнесённым звукам. Затем предлагаем придумать слова с любым из прочитанных слогов.
7. Игра «Короткое или длинное»
Цель: развивать слоговой анализ и синтез, формировать произвольное внимание.
Ход игры: В центр цветка выкладывается картинка с изображением шарика, который имеют одно окно (слова из 1 слога), два, три и четыре соответственно. Дети подбирают подходящие по слоговому составу слова и выкладывают их на лепестки.
Можно предложить игру «Найди лишнюю картинку»: ребёнок отыскивает картинку, не подходящую по слоговому составу.
8. Игра «Подбери картинки на автоматизируемый звук»
Цель: автоматизация, дифференциация звуков.
Ход игры: В центр цветка выкладывается картинка, в названии которой есть автоматизируемый звук. Ребёнок выделяет этот звук и находит аналогичные картинки, выкладывая их на лепестки.
9. Игра: «Признаки времени года».
Цель: обогащение словарного запаса детей по теме «Времена года».
Ход игры: В центр цветка выкладывается картинка с изображением символа времени года. Ребёнок подбирает подходящие картинки и выкладывает их на лепестки. Задание закрепит представления ребёнка о временах года (признаки, приметы), познакомит с пословицами и поговорками на заданную тему. Также возможно заучивание стихотворений о временах года.
Работа может проводиться по любой лексической теме.
10. Игра «Вкусный сок».
Цель: обогащение словарного запаса, формирование навыков образования относительных прилагательных.
Ход игры: В центр цветка выкладывается картинка с изображением стакана. Дети на лепестки выкладывают картинки с изображением фруктов и говорят, какой сок получился (лимонный, яблочный и т.д.).
Далее можно предложить составить предложения с полученными прилагательными.
11. Игра «Посчитай-ка».
Цель: формирование навыков согласования существительных с числительными, автоматизация звука.
Ход игры: В центр цветка выкладывается картинка, в названии которой есть автоматизируемый звук, на лепестки – картинки с изображением цифр от 1 до 9. Ребёнок считает предметы (один помидор, два помидора, … пять помидоров и т.д.).
Возможно составление предложений с полученными словосочетаниями.
12. Игра «С предлогом дружим».
Цель: закрепление навыков употребления предложно-падежных конструкций.
Ход игры: В центр цветка выкладывается картинка с обозначением предлога, на лепестках картинки с изображением предметов. Ребёнок употребляет слово с предлогом (например, из-под стола, из-под шкафа и т.д.).
После знакомства со всеми предлогами можно выполнять другое упражнение: в центре – картинка с изображением предмета, на лепестках – картинки с обозначениями предлогов.
На всех этапах проводится работа по составлению предложений.
13. Игра «Один - много».
Цель: закрепление умения образовывать существительные множественного числа.
Ход игры: В центр выкладывается картинка логотип игры «Один – много», на лепестках выкладываются картинки с изображением предметов или животных, о которых нужно сказать во множественном числе.
14. Игра «Жадина».
Цель: развитие умения согласовывать местоимения мой, моя, моё, мои с существительными.
Ход игры: В центр цветка выкладывается картина с изображением «Жадины». На лепестки помещаются картинки, про которые надо сказать моя собака, мой мяч. Можно использовать картинки на определенный автоматизируемый звук.
15. Игра «Назови ласково».
Цель: развитие умения образовывать существительные с уменьшительно – ласкательным суффиксом.
Ход игры: в центр выкладывается картинка логотипа игры, а на лепестки выкладываются картинка на автоматизируемый звук, о которых надо сказать ласково.
16. Игра «Кто что делает?»
Цель: развитие умения спрягать глаголы в настоящем времени.
Ход игры: в центр цветка выкладывается картинка-действие, а на лепестки выкладываются картинки с надписями: Я, ТЫ, ОН, МЫ, ВЫ, ОНИ.
17. Родственные слова
Цель: умение образовывать родственные слова, умение выделять главного слова в группе родственных.
Ход игры: выбранную картинку, поместить в центр цветка и определить, является ли родственным слова, изображенные на картинках к слову в центре, если да, то поместить его на лепесток.
18. Игра «Наоборот»
Цель: развитие умения образовывать антонимы.
Ход игры: в центр цветка выкладывается логотип игры «Наоборот», а на лепестки выкладываются картинки, и предлагается ребенку назвать противоположное по смыслы

Комментариев нет:

Отправить комментарий