08.07.2019


Тема самообразования на 2019-2020 уч.год

«Подготовке к обучению грамоте детей в старшей группе»
Цель
Способствовать развитию фонетической стороны речи детей, слухового внимания и фонематического слуха, с целью подготовки детей к обучению звуковому
анализу слов.

Задачи образовательной деятельности:
1.Учить детей выделять в произношении заданный звук сравнивать (различать, дифференцировать) звуки, близкие в артикуляционном или акустическом отношении
(твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные, шипящие и свистящие, сонорные).
2. Определять на слух звук, который встречается в ряду из 4 – 5 слов. Замечать слова с заданным звуком в потешке, скороговорке, подбирать слова с заданным звуком, формировать представление о слове, звуке, слоге, предложении.
3. Проводить звуковой анализ, работая со словом (коротким, длинным) и используя при этом различные игры;
4. Активизировать представление о слове, звуке, слоге, предложении.
5. Уделять внимание подготовке руки к письму, формированию элементарных графических умений и подготовке к технике письма.

Планируемые результаты (в виде целевых ориентиров)
-хорошо владеть понятиями: «звук», «слог»,«слово», «предложение».
-дифференцировать понятия «звук» и «буква»;
-различать гласные и согласные звуки;
-осуществлять звуковой и слоговой анализ слов;
-развитие графо-моторных навыков;
-развитие воздушной струи;
-пополнение ППРС в группе в соответствии с темой самообразования.


Актуальность
Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции.
Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду: развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи, подготовка к обучению чтению и письму.
Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения - одна из главных. В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения - устной речью. Речевое общение в его полном виде - понимание речи и активная речь - развивается постепенно. Ребенок овладевает разговорной речью, и это обусловливает некоторые особенности усвоения средств его родного языка.
Владение родным языком - это не только умение правильно построить предложение, но и рассказать о каком - то событии, явлении, описать его, о последовательности событий.
Такой рассказ состоит из ряда предложений. Они, характеризуя существенные стороны и свойства описываемого предмета, события, должны быть логически связаны друг с другом и развертываться в определенной последовательности, чтобы слушающий полно и точно понял говорящего. В этом случае мы будем иметь дело со связной речью, т.е. с речью содержательной, логичной, последовательной, достаточно хорошо понятной самой по себе, не требующей дополнительных вопросов и уточнений.
Слово - как грамматическая единица - это система всех его форм с их лексическими и грамматическими значениями. Наблюдая окружающий мир, ребенок фиксирует свои знания о нем не только в лексике, в грамматике, но и учится анализировать слова, а затем читать.
Таким образом, исходя из темы самообразования прошлого года, была сформулирована тема предстоящего «Подготовке к обучению грамоте детей в старшей группе».

План на 2019-2020 уч. год
Август
Изучение методической литературы по теме самообразования

Сентябрь
Подбор наглядного материала с картинками на разные звуки
Собрание с родителями: Консультация: «Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста»
Создание картотеки дидактических игр по формированию грамматического строя речи детей старшего возраста

Октябрь
Знакомство с новыми дидактическими играми по обучению грамоте.      Перфокарты: «Подбери звуковую схему», «Подбери картинку к слогу». Дидактическая игра «Буквенное лото»
Оформление консультации для родителей «Обучение грамоте через игру»
Внедрение в учебный процесс дидактического материала «Найди место звука в слове», «Схемы слов».
Заучивание коротких стихотворений с заданным звуком в соответствии с основной образовательной программой «Рассказываю стих – показываю руками»


Ноябрь
Подбор материала по формированию графических умений.
Буклет для родителей «Дыхательная гимнастика»
Пополнить картотеку с артикуляционной гимнастикой.
Беседа с детьми «Значение артикуляционной гимнастики»
Знакомство с логопедической «лягушкой-говорушкой»
Знакомство с новой дидактической игрой «Звуковые классики».
Заучивание коротких стихотворений с заданным звуком в соответствии с основной образовательной программой «Рассказываю стих – показываю руками»

Декабрь
Использование пальчиковых игр. Знакомство с новыми дидактическими пособиями.
Оформление консультации для родителей «Развитие мелкой моторики у детей»
Пополнение коллекции обводок и штриховок.
Заучивание коротких стихотворений с заданным звуком в соответствии с основной образовательной программой «Рассказываю стих – показываю руками»

Январь
Презентация для родителей и педагогов «Роль фонематических процессов в подготовке к обучению грамоте.
Использование специальных символов в играх по формированию навыка звукового анализа».
Оформление консультации для родителей «Игры со звуками для дошколят»
Изготовление дидактических игр со звуками своими руками.
Изготовление дидактических игр да формирование воздушной струи

Февраль
Пополнение обводок и штриховок. Развитие зрительно-двигательной координации (согласованность действий обеих рук).
Консультация для родителей «Определение гласных и согласных звуков»
Пополнение картотеки с чистоговорками и скороговорками.
Заучивание коротких стихотворений с заданным звуком в соответствии с основной образовательной программой «Рассказываю стих – показываю руками»

Март
Обновление наглядного материала на звуки.
Заучивание коротких стихотворений с заданным звуком в соответствии с основной образовательной программой «Рассказываю стих – показываю руками»
Видео-презентация по итогам заученных звуковых стихотворений (Отработка правильного произношения звуков, дыхательной струи и возможности показать стихотворение действием)

Апрель
Мастер-класс для родителей «Звуковая линейка»
Досуг «В стране звуков»
Оформление памятки для родителей «Страна звуков»
Итоговое занятие с детьми «Слог, слово, предложение»

Май
Отчет о проделанной работе.
Итоговое родительское собрание.

Комментариев нет:

Отправить комментарий