КАРТОТЕКА
ИГР И УПРАЖНЕНИЙ
НА РАЗВИТИЕ
ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
для детей 5-7 лет
Предложите рассмотреть ребенку какую-нибудь сюжетную картинку и найти слова, в которых есть нужный вам звук, например «с». Эту игру можно провести с двумя детьми или с небольшой группой детей. За каждый найденный звук выдавайте ребенку фишку, в конце игры подсчитайте у кого больше фишек, придумайте награду для победителя.
Дети встают в
круг. Ведущий называет звук, с которым нужно придумывать слова. Ребенок должен
назвать слово с нужным звуком и передать мяч следующему игроку. Если ребенок не
может придумать слово - выбывает из игры. Побеждает тот, кто останется
последним.
В начале игры ведущий называет звук, который ребенок должен поймать, если услышит в слове. Далее ведущий называет слова, делая акцент на заданном звуке. Ребенок услышав нужный звук должен хлопнуть в ладоши или выполнить другое, заранее условленное действие.
Игра 4. «О чём говорит улица?
Детям предлагают закрыть глаза и прислушаться.
Затем они отвечают, что (какие звуки) они услышали.
(Определения
места звука в слове: начало, середина, конец слова). Использовать для
наглядности паровозик с вагончиками, строй детей. Выстроить ряд детей из 3-х
человек. Взрослый показывает картинку, ребёнок забирает соответственно «свою».
Игра 6. «Послушай, повтори»
Ребёнок должен хлопнуть столько раз, сколько взрослый
стукнет.
Ребёнок с закрытыми глазами показывает рукой
направление.
Взрослый
карандашом простукивает о стол определённый ритм. Задача детей: отстукивание
ритма, заданного взрослым. (По принципу игры «Эхо»).
Дети стоят в кругу, водящий с завязанными глазами – в
центре.
Вот лягушка по дорожке
Скачет, вытянувши ножки,
Увидала комара,
Закричала…(Ква-Ква-Ква)
Ребёнок, на которого покажет водящий, произносит
«Ква-ква-ква», водящий определяет, кто «лягушка».
Ребёнок с завязанными глазами хлопает на определённый
звук, слог, слово.
Игра 11. «Подними флажок»
Используются
флажки красного, синего и зелёного цветов.
Взрослый называет изолированный
звук, слог или слово с заданным звуком.
Перед детьми ставится задача: поднять флажок
соответствующего цвета (гласный звук – красный, твёрдый – синий, мягкий –
зелёный) .
Картинки раскладываются в зависимости от первого звука
в слове.
Необходим
рисунок пирамиды, состоящей из квадратов. В нижней части каждого -
кармашки для вкладывания картинок, внизу – 5-6 квадратов, вверх
количество квадратов уменьшается. Пирамидку можно использовать для определения
длинного слова и короткого, для определения количества слогов.
Используется для:
- определения места звука в слове- дифференциации твёрдости-мягкости согласных
(вагончики красного, синего, зелёного цветов; - закрепления образа букв.
Игра 15. «Кубик»
Бросается кубик с точками – сколько точек выпало, из стольких звуков ребёнок придумывает слово или находит картинку.
Игра 16. «Где нужный звук?»
Взрослый
демонстрирует и называет ребенку картинки, в одной из которых
есть заданный звук. Ребенок должен указать на картинку и повторить слово, в
котором есть заданный звук.
Игра 17. «Клубочки – моточки»
Играющие
передают друг другу клубочек по кругу, произнося текст: "По дорожке (имя)
шла/шёл, Клубок ниточек нашла/нашёл, Вы слова на (заданный звук) скажите, нашу
нитку не порвите".
Тот, у кого оказался клубочек должен назвать слово на
заданный звук и передать клубочек дальше
Дети передают друг другу клубочек по кругу, произнося
текст: "По дорожке (Имя) шла/шёл, Клубок ниточек нашла/нашёл, Вы слова на
(заданный звук) скажите, нашу нитку не порвите". Ребенок, у которого
оказался клубочек должен назвать слово на заданный звук и передать клубочек
дальше
Усложнение. Ребенок должен назвать несколько
слов на заданный звук.
Игра 19. «Лови слово»
Взрослый показывает картинку и называет её. Ребенок
хлопает в ладоши, если слышит в названии изучаемый звук. На более поздних
этапах взрослый молча показывает картинку, а ребенок проговаривает название
картинки про себя и реагирует также.
Игра 20. «Попугайчики»
Создается игровая ситуация, в соответствии с которой
необходимо научить попугая без ошибок повторять слоговой ряд.
Роль попугая берет на себя ребенок. Взрослый произносит ряд слогов, ребенок
повторяет. Примерный речевой материал. Па-ба, та-да, та-та-да, ка-га, ка-ка-та
и т.п.
Игра 21. «Озорные бубенцы»
Взрослый прохлопывает определенный ритм на бубне,
ребенок повторяет.
Педагог: все слова рассыпались на звуки. Я
назову звуки, а вы составьте из них слово: К-О-М-А-Р – комар, Ж-У-К – жук,
О-С-А – оса, М-У-Х-А – муха, Б-А-Б-О-Ч-К-А – бабочка…
Педагог предлагает детям самим разделить
слова на звуки: каша – К-А-Ш-А, дом – Д-О-М, бумага – Б-У-М-А-Г-А…
Игра 24. «Крестики – нолики»
У детей на листе бумаги расчерчен квадрат, как для
игры в «Крестики-нолики».
Играющие заранее договариваются, с каким звуком будут играть. Если логопед
произносит слово с заданным звуком, то дети ставят Х, если в слове
нет заданного звука – О.
Объяснить, что клеточки заполняются по горизонтали.
В игре побеждают те дети, у которых игровое поле
совпадает с образцом логопеда. Образец выставляется после заполнения всех
клеточек.
Игра проводится после ознакомления ребенка с понятием
"слог". Взрослый произносит слово, не договаривая последний слог.
Ребенок должен правильно договорить слово и назвать слог, который
"сбежал".
Оборудование. Красный
квадратик для обозначения гласных звуков, синий- для обозначения твердых
согласных, зеленый - для обозначения мягких согласных звуков.
Взрослый называет звук, а ребенок должен правильно показать
соответствующий квадратик.
Игра 27. «Подушечка и кирпич»
Оборудование. Подушечка,
кирпичик, предметные картинки с мягкими и твердыми согласными звуками в
названии.
Взрослый показывает картинки ребенку. Если в начале своего слова ребенок слышит
твердый согласный, то он говорит «кирпич», если мягкий - «подушечка».
Взрослый произносит слова, называя каждый звук
отдельно: [г], [у], [с’] [и]. Ребенок собирает звуки в слово.
Ребенок (или взрослый) называет слово, рядом сидящий
подбирает свое слово, где начальным звуком будет последний звук предыдущего
слова. Победителем окажется тот, кто дольше всех «тянул» цепочку.
Игра 30. «Чудесный мешочек»
Ребенок берет из мешочка мелкий предмет, называет его, определяет и называет первый звук в слове.
Игра 31. «Сколько звуков»
Оборудование. Пуговицы
или пробки
Взрослый называет слово, ребенок считает количество
звуков и выкладывает на столе соответствующее количество пуговиц или пробочек
от бутылок.
Игра 32. «Будь внимателен»
Взрослый произносит несколько слов, например: санки,
нос, рак, маска. Ребенок должен запомнить и назвать только те слова, в названии
которых есть звук [с].
Игра 33. «Рыболов»
Ребенок магнитной удочкой вылавливает из аквариума
предметные картинки, называет их и определяет первый (последний)
звук в слове.
Взрослый предлагает ребенку отгадать загадку, а затем
назвать последний (первый) звук в слове-отгадке.
Например: Мягкие
лапки,
А в лапках царапки (кот)
Под крышей четыре ножки,
А на крыше суп да ложки (стол).
Ребенок заучивает чистоговорку (с учётом
отрабатываемого звука).
Например, при отработке звука л можно
использовать такую фразу: «Мила в лодке плыла, кока-колу пила». Предложить
произнести чистоговорку сначала шепотом, затем тихим голосом, а потом громко.
Произносите три-четыре слова, с заданным звуком:
санки, кость, нос – ребенок должен назвать одинаковый звук (с), который есть в
этих словах.
·
Придумай
слово, которое начинается на последний звук слова палас.
·
Вспомни
название домашних животных, в котором был бы последний звук слова нос (собака,
свинья …)
·
Подбери
слово, чтобы первый звук был м, а последний звук – а (Маша,
машина, муха …)
·
Какое слово
получится, если к слогу ро прибавить один звук? (Рот, ром,
рог…)
·
Составь
такое предложение, в котором все слова начинаются со звука п (Петя
подарил Павлику пирамидку.)
·
Найди в
группе предметы, в названии которых есть звук к (карандаши,
книга, ручка, кубики …)
Педагог: все слова рассыпались на звуки. Я назову
звуки, а ты составь из них слово: К-О-М-А-Р – комар, Ж-У-К – жук, О-С-А –
оса, М-У-Х-А – муха, Б-А-Б-О-Ч-К-А – бабочка…
Предложите ребенку самому разделить слова на звуки:
каша – К-А-Ш-А, дом – Д-О-М, бумага – Б-У-М-А-Г-А…
Педагог прохлопывает определенный ритм, например: \
\\ \ \\ или \ \\\ \ и др., ребенок повторяет.
Усложнение. Усложняется ритмический рисунок и темп.
Игра 40. «Эхо» 1
Игра проводится после ознакомления детей с понятием
"слог". Педагог произносит слово, а дети должны изобразить эхо,
договорив только последний слог.
Игра 41. «Эхо» 2
Ход игры. Педагог создает игровую
ситуацию, в соответствии с которой он гуляет в горах или в лесу, а дети
изображают эхо. Педагог произносит сложные слова или скороговорки, а дети
должны безошибочно повторить.
Читаете стихотворение:
На невидимой тропинке ой, смотрите, паутинки.
Это хитрый паучок свой развесил гамачок.
И позвал наш паучок всех друзей на гамачок
Приходили к паучку мотыльки, кузнечики,
Пчёлки и шмели, бабочки-красавицы,
Мухи и жуки, наигрались, насмеялись,
А потом все разбежались.
1, 2, 3, 4, 5 – приглашаю всех опять.
Проверьте, как ребенок может делить слова на слоги.
·
Мотылёк, сколько
слогов, какой первый, какой последний?..
·
Жук, сколько
слогов (один), какой слог первый, какой последний?
·
Какой
одинаковый слог в словах пчёлки и шмели (КИ)?
·
Назови
насекомых, в названии которых 1, 2, 3 слога.
Ход игры. Педагог прохлопывает определенный
ритм на бубне, ребенок повторяет.
Усложнение. Усложняется ритмический рисунок и темп.
Оборудование. Красный квадратик для обозначения
гласных звуков, синий - для обозначения твердых согласных, зеленый - для обозначения
мягких согласных звуков.
Ход игры. Педагог называет звук, а
ребенок должен правильно показать соответствующий квадратик.
Педагог называет звук, а ребенок должен хлопнуть в ладоши
только если услышит гласный/согласный (по договоренности) звук.
Оборудование. Два домика: синий и зеленый для
обозначения твёрдых и мягких согласных звуков, мяч.
Педагог и ребенок распределяют роли
"взрослого" и "малыша". "Взрослый» бросает мяч ребенку
и называет твёрдый согласный, " малыш" смягчает предложенный звук и
возвращает мяч "взрослому".
Оборудование. Подушечка, кирпичик, предметные
картинки с мягкими и твердыми согласными звуками в названии.
Педагог раздает картинки детям. Если в начале своего
слова ребенок слышит твердый согласный, то он подходит к кирпичику, если мягкий
- к подушечке.
Игра проводится после того, как дети провели звуковой
анализ какого-либо слова. Роль звука выполняют дети, которые по команде
педагога должны занять своё место на схеме слова, нарисованной на асфальте.
Оборудование. Для детей 5-6 лет допускается
использовать картинки-подсказки
Ход игры. Педагог произносит слова, называя каждый звук отдельно:
[м’], [а], [ч’]. Дети синтезируют звуки в слово. По мере освоения упражнения
слова удлиняются, темп произношения меняется. Дети сами загадывают слова из
звуков.
Педагог неправильно произносит слова или шуточные оговорки
в стихотворных строчках, а дети угадывают, как их исправить.
Например: Русская красавица своей козою славится.
Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку.
Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.
Оборудование. "Волшебная палочка",
картинки.
Ход игры. Педагог раздает картинки детям
и начинает передавать "волшебную палочку". Тот, у кого в руках
оказывается палочка, называет по-порядку звуки из которых состоит слово на его
картинке.
Оборудование. Схемы "Улиткины
дорожки", картинки, маленький мячик.
Ход игры. Педагог раздает картинки детям
и начинает передавать мячик. Тот, у кого в руках оказывается мячик, называет
место заданного звука в слове, ориентируясь на схемы-"Улиткины дорожки".
Оборудование. Прямоугольники, разделенные на
клетки. Красные, синие и зеленые фишки или квадратики. Картинки
Ход игры. Каждый ребенок получает
прямоугольник ("звуковую дорожку") и цветные квадратики для
обозначения гласных, согласных твердых и мягких звуков. Каждому ребенку
предлагается картинка. Ребенок должен проанализировать звуковой состав слова и
выложить схему слова с помощью квадратиков.
Ход игры. Проводится в подготовительной
к школе группе, когда дети уже хорошо овладели звуковым анализом слов, слышат
место звуков в словах.
Детям предлагается по уже нарисованной схеме слова
придумать свои слова.
Оборудование: предметные картинки со словами,
начинающимися на разные звуки, по несколько картинок на каждый из них.
Описание. Взрослый раскладывает картинки на
столе, называет их, затем дает инструкцию ребенку, что он должен объединить
картинки в несколько кучек по начальному звуку.
Например: [Л] - лес, луна, лиса, лошадь, лампа и т. д. [А] - автобус, ананас,
арбуз, альбом и т. д. [У] - утка, удочка, улей, улитка, утюг и т. д. [М] - мак, муха, малина, машина, мост и
т. д. [К] - кот, конь, кубик, кофта, кукла и т. д. [Н] - нос, нога, ножик,
ножницы, носорог и т. д. [И] - ива,
индюк, иголка, игрушки, иволга ит. д.
Оборудование; полоски, разделенные на 3 части,
обозначающие начало, середину и конец слова;
предметные
картинки со словами на определенные звуки: гласные и глухие согласные - начало,
середина, конец;
звук [ы] - середина, конец слова; звонкие согласные -
начало и середина слова.
Описание. Ребенок рассматривает и называет
картинку с заданным звуком, затем кладет ее на первый, второй или третий
квадратик в полоске в зависимости от его местоположения в этом слове. Начало
слова - когда все остальные звуки идут после заданного звука, середина слова -
другие звуки стоят до й после заданного, конец слова - остальные звуки стоят
перед заданным звуком. Например, ребенку даны картинки со звуком [м]. На
полоске они располагаются в квадраты в следующей последовательности: мак -
сумка - дом.
Оборудование: ряды картинок на определенный
звук.
Описание. Игру можно проводить как с одним
ребенком, так и с группой детей. Взрослый говорит: «Сейчас я покажу картинки и
назову предметы, изображенные на них, а вы внимательно послушайте и отгадайте,
какой звук есть во всех этих словах». Затем взрослый показывает и называет ряд
картинок, которые начинаются, например, со звука [К]: кот, конь, кофта, колесо,
кукла, конфета. Дети должны ответить
полным ответом: «Во всех этих словах есть звук [К]». Далее они должны вспомнить
названные взрослым слова со звуком [К], придумать несколько своих слов с этим
звуком.
Описание. Играющие должны составить из букв,
входящих в какое-либо одно длинное слово, как можно больше других слов.
Составленные слова должны быть существительными в именительном падеже. Буквы
можно употреблять в любой последовательности, но в придуманных словах буква не
должна повторяться чаще, чем в исходном слове.
Оборудование: ряды слов для преобразования,
предметные картинки со словами, которые должны получиться.
Взрослый задает звук, на который нужно будет заменить
первый или последний звук в слове. Затем он раскладывает картинки и произносит
слова, а ребенок с их помощью мысленно заменяет звук в исходном слове на
заданный и называет вслух получившееся слово. Например, нужно заменить на [ч] первый (кашка - чашка, гайка - чайка,
масть - часть) или передний звук (враг - врач, клюв - ключ, мел - меч).
По мере тренировки игру можно проводить на слух, без использования картинок.
Взрослый произносит слова по слогам, выделяя и
протягивая гласные. Затем произносит только гласные в той последовательности,
как они стояли в слове.
Например, ры-ба - ы-а; ба-ра-бан - а-а-а;
кош-ка -о-а; мя-чик - я-и и т. д. Далее ребенок пробует самостоятельно
протянуть гласные в слогах и назвать их по порядку. При необходимости взрослый помогает ему в правильном делении слов
на слоги. Сначала для игры подбираются двусложные слова с прямыми слогами, в
которых гласные звуки не изменяются в зависимости от ударения или
орфографического правила, т. е. слова пишутся и произносятся одинаково
(исключаются слова типа оса, дорога, шина, лето), затем одно- и трехсложные
слова и содержащие стечение согласных.
Оборудование: предметные картинки с изображением
слов, которые должны получиться.
1 вариант. Взрослый раскладывает перед
ребенком картинки и начинает произносить первый слог слова, а ребенок должен
найти подходящую картинку и договорить недостающий слог в этом слове. Например,
вил(ка), ар(буз), зме(я), ли(са) и т. д.
2 вариант. Ребенок произносит начальный слог,
заранее условленный, а затем взрослый договаривает оставшиеся 1-2 слога, и они
вместе повторяют получившееся слово целиком. Например, ка(ша), ка(рета),
ка(мыш), ка(мень), ка(бан), ка(чели).
3 вариант. Теперь взрослый произносит начало
слова, а ребенок договаривает недостающий заранее условленный последний слог и
повторяет слово целиком. В зависимости от произносительных возможностей ребенка
взрослый может подобрать слова, исключая звуки, которые ребенок произносит
неправильно, или, наоборот, слова с определенным звуком, чтобы закрепить у
ребенка правильное произношение звука.
Например, лав(ка), ре(ка), шиш(ка),
лошад(ка), зай(ка), гал(ка), книж(ка); зме(я), семь(я), стан-ци(я), фе(я),
шве(я); иг(ра), но(ра), у(ра), кону(ра), жа(ра), детво(ра); шко(ла), ска(ла),
зерка(да), пастила) и т. д.
Оборудование: ряды слов с одинаковым недостающим
звуком в конце, предметные картинки, на которых изображены получившиеся слова.
Описание. Взрослый предлагает ребенку закончить слово звуком,
выбрав подходящий из двух или трех предложенных. Например, нужно закончить
слово звуками [п] - [т] - [к]: като(к), тулу(п), биле(т), кусо(к), компо(т),
Укро(п), вени(к), ма(к), ко(т), су(п), сто(п), замо(к) и т. д. Или звуками [ч]
- [щ]: вра(ч), товари(щ), гра(ч), ово(щ), бога(ч), мя(ч), пла(щ), ле(щ) и т. д.
Или звуками [ц] - [ч]: огуре(ц), клю(ч), зая(ц), во(ч)ь, обру(ч), колоде(ц),
кала(ч) и т.д Слова подбираются в
зависимости от произносительных возможностей ребенка: исключаются слова со
звуками, которые он не может произнести правильно.
Оборудование: предметные картинки на каждое из
слов.
Взрослый раскладывает перед ребенком картинки и
предлагает найти среди них слово, в котором гласные расположены в заданной им
последовательности. Он произносит только гласные, выделяя ударный, например, а
- у' (паук), а - а' (глаза), ы- а (рыба) и т. д. Сначала ребенку предлагаются
слова из двух прямых, обратных или закрытых слогов, а по мере тренировки
трех-четырех-пятисложные слова: а - ы - а (мар-тыш'-ка), а - ы~- а (ма-ши'-на),
э -а - а" - о (экс-ка-ва'-тор) и т. д.
Взрослый произносит слово, а ребенок должен отхлопать
каждый слог. После отхлопывания ребенок должен сказать, сколько слогов он
насчитал. В этой игре детям можно предлагать слова со стечением согласных
звуков, при этом необходимо объяснить ребенку, что при стечении согласных
деление слога проходит между ними: т. е. один согласный отходит в первый, а
другой - во второй слог. Например, кош-ка, от-крыть, мед-ведь и т. д.
Взрослый отхлопывает или отстукивает определенное
количество слогов, а ребенок должен придумать подходящие к ним слова по
картинкам. Если он затрудняется назвать слово, взрослый повторяет ритм и
произносит первый слог. По мере тренировки можно предлагать детям самим
придумывать слова без использования картинок или выбрать водящим кого-нибудь из
детей.
Взрослый по слогам произносит слово из двух прямых
слогов и просит ребенка назвать в нем первый, затем второй слог, например,
ра-ма, во-да; далее ему предлагается следующее слово и т. д. По мере тренировки
взрослый предлагает ребенку двухсложные слова с обратными или закрытыми
слогами, трех-четырехсложные слова (ма-ши-на) и слова со стечением согласных,
например, мед-ведь.
Оборудование: слова, в которых согласный звук
произносится четко, с усилием, а гласный звук должен быть под ударением.
Описание. Игра проводится на слух. Взрослый
сообщает ребенку: «Сегодня мы будем учиться слышать звуки и отличать их друг от
друга. Для задания выбираются звуки, каким-то образом похожие друг на друга:
например, О-У, Ы-И, М-Н, К-Т, П-Т и т. д. - для детей 5 лет, пары согласных по
глухости-звонкости (В-П, Д-Т, Г-К, В-Ф) и по твердости-мягкости (М-М', Т-Т',
К-К' и др.) - для детей 6-7 лет. Сначала
игра проводится на отдельных звуках, затем на слогах и словах. Взрослый
подбирает речевой материал и четко его проговаривает, а ребенок по инструкции
взрослого на один из звуков хлопает, на другой - топает.
Например, различаются звуки [О-У].
Звуки: О, У, Н, У, О, Ы, О, У, А, М, У, Т, О и т. д.
Слоги: ОН, УК, ПО, УТ, КО, НУ, МО, УП, МУ и т. д.
Слова: Оля, утка, осень, окно, удочка, иду, корова, утро,
озеро, Уля и т. д.
Взрослый произносит слово по слогам, подчеркивая
ударный слог, а ребенок должен услышать и повторить его. На начальном этапе
предлагаются слова из двух, затем трех и более слогов. Например, паук - ударный
слог -ук; ёжик - ё-; зайчик - зай-; телефон -фон; осень - о-; малина -ли- и т.
д.
Оборудование: предметные картинки на каждое из
слов.
Взрослый раскладывает перед ребенком картинки и
называет слова, в которых переставлены слоги, а ребенок должен найти
соответствующую картинку и назвать слово правильно.
Например, ба-со-ка - собака, по-са-ги
- сапоги, фет-сал-ка -салфетка, мо-са-лёт - самолет, сын-ко-ка - косынка,
бё-ре-нок - ребёнок, ра-ба-бан - барабан, ка-рел-та -тарелка и т. д.
Взрослый называет пары слов, отличающиеся друг от
друга каким-то слогом: ребенок должен определить, какой слог появился или
изменился во втором слове.
Например: рука - ру-баш-ка; корка -
кор-зин-ка; розы - мо-розы; мушка - кор-мушка; ребенок - же-ребенок.
Дети встают в круг. Ведущий называет звук, с которым
нужно придумывать слова. Ребенок должен назвать слово с нужным звуком и
передать мяч следующему игроку. Если ребенок не может придумать слово -
выбывает из игры. Побеждает тот, кто останется последним.
В начале игры ведущий называет звук, который ребенок
должен поймать, если услышит в слове. Далее ведущий называет слова, делая
акцент на заданном звуке. Ребенок услышав нужный звук должен хлопнуть в ладоши
или выполнить другое, заранее условленное действие.
Ведущий называет несколько слов, в которых
присутствует один и тот же звук, например: коса, санки, плакса, свет, колос.
Ребенок должен определить общий звук.
(Шуршит бумага, льётся вода, стучит карандаш, звенит
бубен и т.д.) Сначала взрослый показывает, потом воспроизводит за ширмой. Звуки
должны быть ясные и контрастные.
Выполнение инструкции, произнесённой на расстоянии 2-3
метра от ребёнка.
Педагог даёт детям установку на определённый звук.
Перед детьми ставится задача: называть картинки с
заданным звуком.
Взрослый называет слова с
недостающим звуком.
Перед детьми ставится
задача: определить какого звука не хватает в слове и произнести слово
полностью. Например: (.пельсин,
.нанас)
(определения места звука в слове: начало, середина,
конец слова).
Разложить картинки к своему вагончик, в зависимости от
места звука в слове.
Ребёнок, на которого
указывает педагог называет ведущего по имени (или какое – нибудь слово). Задача
ведущего игрока узнать по голосу, кто его позвал.
Педагог произносит три-четыре слова, с
заданным звуком: санки, кость, нос – дети должны назвать одинаковый звук (с),
который есть в этих словах.
Педагог показывает игрушку, например,
собаку и предлагает определить, с какого звука начинается это слово. Затем
показывает игрушки других домашних животных и просит: «Назовите первый звук в
слове». Обращать внимание детей на то, что звуки надо произносить чётко.
(Аналогично проводится игра «Назови последний звук в
слове».)
«один хлопок, два хлопка, три хлопка» (по принципу
игры «Эхо»).
(определить тихое – громкое звучание колокольчика).
(Звукоподражание, дифференциация звуков)
(жуки жужжат “Ж – Ж – Ж”, комарики звенят: “З – З- З-
З”).
Предложить несколько заданий на сообразительность,
проверить, как дети научились слышать и выделять определённые звуки в словах.
Придумай слово, которое начинается на последний звук слова палас.
1.
Вспомни
название домашних животных, в котором был бы последний звук слова нос (собака,
свинья …)
2.
Подбери
слово, чтобы первый звук был м, а последний звук – а (Маша,
машина, муха …)
3.
Какое слово
получится, если к слогу ро прибавить один звук? (Рот, ром,
рог…)
4.
Составь
такое предложение, в котором все слова начинаются со звука п (Петя
подарил Павлику пирамидку.)
5.
Найди в
группе предметы, в названии которых есть звук к (карандаши,
книга, ручка, кубики …)
Взрослый называет ряд звуков, ребенок, когда
слышит условленный звук (хлопает,
топает и т.п.)
Оборудование. Набор
коротких стихотворений, в которых часто повторяется один и тот же звук.
Педагог произносит стихотворение, а дети называют
звук, который они чаще всего слышали.
Примерный материал.
У Сени и
Сани в сетях сом с усами.
Белый снег,
белый мел,
Белый заяц
тоже бел.
Кот копеек
накопил,
Кошке
козочку купил.
Оборудование. Домик
с окошками и кармашком для вкладывания картинок; набор предметных картинок.
Взрослый объясняет, что в домике живут только звери
(птицы, домашние животные), в названиях которых есть, например, звук [в]. Надо
поместить этих животных в домик. Дети называют всех изображенных на картинках
животных и выбирают среди них те, в названиях которых есть звук [в] или [в’].
Оборудование. Набор предметных картинок, названия которых
начинаются с оппозиционных звуков
Ребенок должен хлопнуть, услышав в названии картинки
один из оппозиционных звуков и топнуть, услышав другой.
Взрослый произносит слово, не договаривая последний
звук. Ребенок должен правильно договорить слово и назвать звук, который
"убежал".
Примерный речевой материал. Ма...(к), мо...(х),
ро...(г), ко..(т), забо...(р) и т.д.
Взрослый называет слово (например, лес). Ребенок
называет последний звук в слове и подбирает свое слово, начинающееся с этого
звука. Например: лес— сок—кот—тапки ...
Для игры используются схемы слов в виде
прямоугольников, разделенных на три части: начало, середину, конец. Ребенку
предлагается определить, где живет звук в слове: начале, середине или в конце и
положить фишку на соответствующее место.
Игра 103.
«Внимательные глазки»
Взрослый предлагает ребенку в
окружающей обстановке (сюжетной картинке) найти предметы, в названии
которых есть заданный звук, определить его место в слове.
Взрослый называет слияния звуков, слогов, слов.
Например: иуа, ап, ма, кот и т. п.
Ребенку определяет последовательность и
количество звуков в слоге (слове).
Взрослый произносит каждый звук отдельно и просит
ребенка назвать получившееся слово (слог). Например: [м], [а], [к] -
мак.
Запомните: слово произносится по звукам, а не по
буквам: [м], а не эм!
Взрослый раскладывает перед ребенком картинки,
предлагает назвать их, а потом отобрать только те, в названии которых
есть заданный звук, например звук [м].
Читаете стихотворение или рассказ, наполненный
определённым звуком, ребенок должен назвать слова, в которых есть заданный
звук.
Ж Жук жужжит в железной банке –
Жук не хочет
жить в жестянке.
Жизнь жука в
плену горька.
Жалко
бедного жука.
З – Заяц, заяц,
Чем ты
занят?
– Кочерыжку
Разгрызаю.
– А чему ты, заяц
Рад?
– Рад, что зубы
Не болят.
Читаете ребенку строчки из стихов, заменяя буквы в
словах. Ребенок находит ошибку и
исправляет её.
Хвост с узорами,
Сапоги со шторами.
Кот плывёт по океану,
Кит из блюдца ест сметану.
Божья коробка, полети на небо,
Принеси нам хлеба.
Педагог говорит: Незнайка гостил у бабушки в деревне и
вот что он там видел. Слушай внимательно и исправляй ошибки.
Коса
прыгнула через забор.
Колова
даёт вкусное молоко.
Рошадь жуёт сочную траву.
Кочка ловит мышку.
Собаха
сторожит дом.
А сейчас мы узнаем, готов ли ты идти в школу? Ответь
на вопросы:
Какой первый (последний) звук в слове собака? Назови домашнее
животное, в названии которого есть звук Ш, где находится этот звук?
Сколько слогов в слове кошка (корова)? Придумай предложение из 2-х,
3-х, 4-х слов о домашних животных.
Оборудование. Набор предметных картинок, названия
которых начинаются с оппозиционных звуков
Дети должны хлопнуть, услышав в названии картинки один
из позиционных звуков и топнуть, услышав другой.
Оборудование. Карандаш, лист бумаги, карточки с
готовыми ритмическими узорами.
Ход игры. Педагог предлагает детям
воспроизвести ритм по готовому ритмическому рисунку, а затем самостоятельно
зарисовать свой ритмический рисунок и прохлопать его.
Оборудование. Игрушка Попугай
Ход игры. Создается игровая ситуация, в
соответствии с которой необходимо научить попугая без ошибок повторять слоговой
ряд. Роль попугая берет на себя один из детей. Педагог произносит ряд слогов,
ребенок повторяет.
Примерный речевой материал. Па-ба, та-да, та-та-да, ка-га,
ка-ка-та и т.п.
Педагог произносит слово, не договаривая последний
звук. Дети должны правильно договорить слово и назвать звук, который
"убежал".
Примерный речевой материал. Ма...(к), мо...(х), ро...(г),
ко..(т), забо...(р) и т.д.
Игра проводится после ознакомления детей с понятием
"слог". Педагог произносит слово, не договаривая последний слог. Дети
должны правильно договорить слово и назвать слог, который "убежал".
Один из детей (или педагог) называет слово, рядом
сидящий подбирает свое слово, где начальным звуком будет последний звук
предыдущего слова. Продолжает следующий ребенок ряда и т.д. Задача ряда: не
разорвать цепочку. Игра может проходить как соревнование. Победителем окажется
тот ряд, который дольше всех «тянул» цепочку.
Оборудование. Мяч
Педагог называет первое слово и передает мяч ребенку,
прочитав такое стихотворение:
Свяжем мы из
слов цепочку,
Мяч не даст
поставить точку.
или
Мяч передавай,
Слова
называй
Далее мяч передается от ребенка к ребенку.
Конечный звук предыдущего слова – это начальный звук последующего (весна
– автобус – слон – нос – сова…).
Оборудование. Мяч, картинки
Ход игры. Педагог раздает картинки детям
и бросает мяч поочередно каждому ребенку. Ребенок называет первый и последний
звук, возвращая мяч. Число правильных ответов/ошибок фиксируется фишками.
Оборудование. У педагога- набор предметных
картинок. У каждого ребенка карточка, разделенная на три квадрата, и цветная
фишка (красная – если работа идет с гласным звуком, синяя – с согласным).
Ход игры. Педагог показывает картинку,
называет изображенный на ней предмет. Дети повторяют слово и указывают место
изучаемого звука в слове, закрывая фишкой один из трех квадратов в зависимости
от того, где находится звук: в начале, середине или конце слова. Выигрывают те,
кто правильно расположил фишку на карточке.
Оборудование. Набор предметных картинок, три
домика с кармашками и цифрой на каждом (3,4 или 5).
Ход игры. Ребенок берет картинку,
называет изображенный на ней предмет, считает количество звуков в произнесенном
слове и вставляет картинку в кармашек с цифрой, соответствующей числу звуков в
слове. Представители ряда выходят по очереди. Если они ошибаются, их поправляют
дети другого ряда. За каждый правильный ответ засчитывается очко. Выигравшим
считается тот ряд, который наберет большее количество очков. Эта же игра может
быть индивидуальной. В таком случае правильность ответа каждого оценивается
фишкой.
Оборудование. Пуговицы или фишки
Ход игры. Педагог называет слово, ребенок
считает количество звуков и выкладывает на столе соответствующее количество
фишек.
Оборудование. Набор цифр у каждого ребенка,
картинки.
Ход игры. Каждый ребенок получает
картинку и задание подсчитать количество слогов в слове любым известным ему
способом (прохлопав, подсчитав гласные и т.п) и показать цифру, соответствующую
количеству слогов в лове.
Примечание. Игра проводится с детьми 6-7
лет при условии достаточного владения навыками звуко-слогового анализа.
Усложнение. Дети должны построиться в том
порядке, который соответствует количеству слогов в их словах (педагог подбирает
соответствующий материал)
Оборудование. Буквы, игрушки.
Ход игры. Создается игровая ситуация,
где игрушки-ученики в лесной школе, а ребенок-учитель. (В группе роль учителя
может исполняться поочередно каждым ребенком) Ребенок получает букву и задание
назвать звуки, которые прячутся в данной букве. Также он должен назвать каким/какими
являются данные звук: гласными/согласными, твердыми/мягкими и объяснить почему.
Примечание. Игра проводится с детьми 6-7
лет при условии достаточного владения навыками звуко-слогового анализа.
Оборудование. Листы бумаги в крупную клетку,
цветные карандаши или фишки (синий, зеленый, красный)
Ход игры. Каждый ребенок получает
картинку и задание зарисовать схему слова ("поселить каждый звук в свою
квартиру"). Дети используют для обозначения гласных звуков красный
карандаш, для обозначения твердых согласных - синий, а для обозначения мягких согласных
- зеленый и зарисовывают схему слова, предварительно самостоятельно произведя
звуковой анализ слова.
Примечание. Игра проводится с детьми 6-7
лет при условии достаточного владения навыками звуко-слогового анализа.
Можно играть вдвоем или с группой детей и взрослых.
Один из играющих называет любое слово -
существительное в единственном числе и именительном падеже, второй -
придумывает слово на его последний звук, третий - на последний звук этого слова
и т. д., как бы выстраивая цепочку из слов.
Например: Аня - яблоко - осень - нитки -
индюк - кот - трос - собака и т. д.
Оборудование: карточки с буквами, картинки.
Игру лучше проводить с группой детей.
Взрослый показывает
картинку и называет по ней слово, которое они будут составлять. Роль
каждой из букв будут выполнять дети, у которых спереди прикреплены карточки с
буквами. Дети должны построиться в ряд так, чтобы можно было прочитать заданное
слово. Слова подбираются простые, без орфограмм. Например, мак, кот, дом,
мышка, столик и т. д.
Оборудование: предметные картинки со словами,
начинающимися на заданный звук, несколько картинок, начинающихся на другие
звуки.
Описание. Взрослый раскладывает картинки на
столе, дает инструкцию ребенку, что он должен выбрать те картинки, на которых
изображены слова на определенный звук, например звук [к]. Затем взрослый четко
называет все картинки, а ребенок выбирает из них подходящие (кот, пони, муха,
конь, кофта, танк, кубик, конфета, нос, паук, мак, кукла ит. д.)
Оборудование: подготовленные взрослым ряды слов,
большинство из которых содержит в своем составе заданный звук, а остальные нет.
Для игры используются слова с гласными
(А, О, У, И, Ы) и согласными звуками,
которые ребенок может правильно произнести ([М-Н], [Д-Т], [Г-К], [Б-П], [В-Ф],
[X]).
Для звонких согласных звуков [Д], [Б], [Г], [В] не допускается
использование слов, в которых эти звуки стоят в конце и оглушаются. Отдельно
друг от друга разбираются твердые и мягкие пары звуков. Гласный звук [О] может
выделяться только в тех словах, в которых он находится под ударением, так как в
других случаях он превращается в звук [А]. Гласный звук [Ы] выделяется только в
середине и конце слова.
Описание. Взрослый произносит ряд сначала из
5^6, затем из 8-10 слов и дает ребенку задание запомнить и повторить только те
слова, в которых есть определенный звук, например, звук [М]. Дается такой ряд
слов: мама, кот, мыло, дом, паук, мост, бант, муха, нога, лимон. Из них ребенок
должен повторить следующие слова: мама, мыло, дом, мост, муха, лимон.
Оборудование:
1 вариант - картинка,
на которой собрано множество предметов с заданным звуком.
2 вариант - предметные картинки со словами, в
которых есть заданный звук; фишки. Играть
можно с одним ребенком или с группой детей.
1 вариант. Взрослый показывает сюжетную
картину (например, «Лес») и предлагает ребенку найти на ней как можно больше
слов с заданным звуком. За каждое слово ребенок получает фишку. Выигрывает тот,
кто собрал больше фишек.
2 вариант. Взрослый называет детям звук и
показывает картинки со словами, в которых есть этот звук. Затем картинки
убираются, а дети должны назвать как можно больше слов по памяти. За каждое
слово ребенок тоже получает фишку. По мере тренировки играть можно и без
картинок, перебрасывая мяч между играющими и называя слова с условленным
звуком.
Оборудование: картинки с изображением слов,
которые должны получиться.
1 вариант. Взрослый раскладывает перед
ребенком картинки и начинает называть слова, в которых опускает первый звук.
Ребенок должен найти это слово по картинкам и назвать его. Например, (з)амок,
(к)ошка, (м)ашина, (п)латье, (в)агон и т. д.
2 вариант. Взрослый подбирает слова так,
чтобы все они начинались с одинакового звука. Он дает ребенку задание
произносить каждый раз какой-то определенный звук, а сам после этого
договаривает слово целиком.
Затем ребенок должен снова полностью повторить слово.
Например, на звук [х] - (х)вост,
(х)леб, (х)омяк, (х)алат.
На звук [ш]
- (ш)пион, (ш)кола, (ш)пагат, (ш)уба.
На звук [к]
- (к)лубок, (к)люч, (к)раска, (к)апуста.
Оборудование: предметные картинки со словами,
которые должны получиться.
Взрослый подбирает слова и предлагает ребенку вставить
в них вторым какой-то определенный звук, чтобы получилось новое слово.
Например, нужно вставить звук [л]: пан - план, бок - блок, газ - глаз, сон -
слон, пот - плот или звук [р]: кот - крот, тон.- трон, кошка - крошка, пятки
-прятки, битва - бритва, тяпка - тряпка и т. д.
Взрослый подбирает картинки со словами, раскладывает
их на столе и называет, заменяя нужный звук паузой. Ребенок должен догадаться,
что это за слово, с помощью соответствующей картинки и определить пропавший в
нем звук.
Например, пи[ ]ама - пропал звук [ж], вок[
]ал -звук [з], тарел[ ]а - звук [к], конфе[ ]а - звук [т], мар-ты[ ]ка - [ш],
мака[ ]оны - [р] и т. д.
Взрослый может подобрать картинки со словами на
какой-то определенный звук, произношение которого нужно закрепить у ребенка.
1 вариант. Взрослый называет ребенку слова и
предлагает поменять в них местами буквы или слоги, а затем повторить новое
слово. По мере тренировки можно играть с группой детей, когда слово с
переставленными звуками или слогами загадывают водящему, а он должен его
отгадать: лок - кол, мод - дом, зако - коза, бары -рыба.
2 вариант. Взрослый показывает сначала на
простых примерах, что некоторые слова могут превращаться в другие, если
переставить в них буквы (рос - сон, тело - лето, луг - гул, лес - сел) или
слоги (ложа - жало, лыко - колы, насос - сосна). Постепенно по мере тренировки
слова можно усложнить и увеличить в них количество букв.
Банка - кабан.
Мышка - камыш.
Волос - слово.
Баян - баня.
Марка - рамка.
Капал - палка.
Насос - сосна.
Колос - сокол.
Вобла - обвал.
Вилка - валнк.
Майка - кайма.
Оборудование: ряды слогов для преобразования.
Взрослый показывает ребенку, как превратить твердый
слог в мягкий (или, наоборот, мягкий в твердый), если заменить в нем гласный
звук. Например, пы - пи, мо - мё, бэ - бе, ла - ля, ну - ню, сё - со, ке - кэ,
дю - ду, вя - ва. Затем ребенок пробует преобразовывать слоги самостоятельно, а
взрослый подбирает их так, чтобы они содержали звуки, которые ребенок
произносит правильно.
Оборудование: счетные палочки, спички или
фасоль.
Взрослый четко и медленно произносит слоги, содержащие звуки, которые
ребенок может произнести правильно, и предлагает ему выложить буквы
соответствующие звукам из палочек, спичек или фасоли.
Взрослый произносит ряд слогов, подчеркивая ударение,
а ребенок прослушивает и старайся повторить, соблюдая расположение ударного
слога. На начальном этапе предлагается ряд из двух, а затем трех слогов: са’ -
са; са – са’; ла’ - ла – ла’; ла – ла - ла’
Комментариев нет:
Отправить комментарий