Игры на формирование грамматического строя речи по теме: «Транспорт».
«Что делает?»
- поезд (что делает) – едет по рельсам;
- трамвай (что делает) – …;
- троллейбус (что делает) – …;
- велосипед (что делает) – …
«Что общего?»
• у автобуса и троллейбуса –
передвигаются по асфальту, резиновые колеса, за рулем водитель;
• у троллейбуса и трамвая – работают
на электричестве
• у велосипеда и мотоцикла – …
Игра «Наоборот»
машина – какая?
- быстрая – медленная
- шумная – тихая
- легкая – тяжелая
- пассажирская – грузовая
- двигающаяся – неподвижная
- вредная – полезная
- огромная – маленькая
- твердая – мягкая
- мирная – военная
- гладкая – шероховатая
Игра "Почему так называется?" на образование
сложных слов.
Самолет - сам летает.
Вездеход -
...
Паровоз -
...
Пароход - ...
Самосвал -
...
Самокат -
...
Мусоровоз - …
Пешеход -
…
Ледокол -
…
Луноход - …
Автогонщик - …
Электровоз -
…
Молоковоз - …
Цементовоз -
…
Бензовоз - …
Игра «Закончи
предложение»
Автобус едет быстро, а электричка еще
…(быстрее).
Вертолет летит высоко, а самолет
еще…(выше).
Катер сигналит громко, а пароход
еще…(громче).
Автомобиль стоит близко, а велосипед
еще…(ближе).
ИГРА "Назови одним словом" на образование сложных
слов.
Если у мотоцикла три колеса, он
(какой?) - трехколесный.
Если у велосипеда два колеса, то он
(какой?) - ...
Если у машины 4 колеса, она (какая?)
- ...
Если у лодки 4 весла, она (какая?) -
...
Развитие речевого слуха.
Налили бензину.
Завели…(машину).
Сели мы в машины,
Зашуршали…(шины).
Опустела мостовая,
И уехали …(трамваи).
Хочешь ехать – не зевай!
Отправляется…(трамвай).
Нажимаю на педаль
И машина мчится…(вдаль).
Вот бежит, поднявши пыль,
По шоссе… (автомобиль).
Нам проехать нехитро
Через город на …(метро).
Подготовлен самолет
Он отправиться в …(полет).
Игра"Подбери предмет к признаку".
Старый -
...
Новый - ...
Маленький -
...
Мощный - ...
Грузовой -
...
Трехколесный - ...
Быстроходный - ...
Игра "Из чего - какой?" на образование
относительных прилагательных.
Кабина из металла (какая?) -
металлическая кабина.
Руль из пластмассы (какой?) - ...
Сиденье, обшитое кожей (какое?) - ...
Шины из резины (какие?) - ...
Игра "Скажи наоборот" (учимся подбирать антонимы).
Поезд длинный, а автобус -
короткий.
Самолет быстрый, а пароход - ...
Троллейбус тяжелый, а велосипед - ...
Взлет - посадка.
Взлетать - ...
Приезжать - ...
Приплывать - ...
"Закончи предложение". Надо употребить глагол «ехать» с
соответствующей приставкой.
Машина из гаража (что сделала?)
- выехала.
От дома (что сделала?) - ...
К дому - ...
Мимо дома - …
За дом - ...
Вокруг парка - …
Через мост - ...
Из города - …
С моста - ...
Составление предложений по опорным словам.
Автомобиль, по, ехать, дорога.
Лодка, река, по, деревянная, плыть.
Магазин, около, велосипед,
остановиться.
Пассажиры, электричка, из, выходить.
В, самолет, небо, лететь, высоко.
Подъехать, остановка, к, трамвай.
Мост, выехать, автобус, из-под.
Пальчиковая гимнастика
Я на лодочке
сижу,
- ладони лодочкой,
волнообразные движения
Молча в речку я гляжу…
Веслами
машу,
- ладони – лодка,
круговые движения большими пальцами
Еду, не спешу.
Будем пальчики
сгибать, -
сжимать и разжимать кулачки
Будем транспорт называть:
Автомобиль и
вертолет,
- загибать пальцы,
начиная с мизинца
Трамвай, метро и самолет.
Пять пальцев мы в руках зажали, показать
кулачок
Пять видов транспорта назвали.
Игра «Слова - родственники»
Цель: обогащение словаря –
синонимов
Ход:
Перевозка – перевоз, переезд, переправа, транспортировка;
багаж – упакованные вещи
передвигаться – переезжать, перемещаться в другое место
Игра «Слова - неприятели»
Цель: обогащение словаря
антонимов
Ход:
Прилёт – вылет
приезд – отъезд
отправление – прибытие
движение – остановка
грузовой – легковой
личный – общественный
наземный – подземный
уезжать – приезжать
взлетать – садиться
отплыть – приплыть
подъехать – отъехать
заходить – выходить
нагружать – выгружать
тут – там
туда – сюда
Игра «Слова - родственники»
Цель: развивать умение
подбирать родственные слова
Ход:
Езда – наездник, ездовой, проезжий, поезд, ездить;
земля – наземный, подземный, подземелье, подземка;
дорога – дорожный, бездорожье, придорожный, железнодорожный;
воздух – воздушный, безвоздушное;
вода – водный, подводный, водяной, подводник, надводный
Игра «Великаны - гномики»
Цель: образование
существительных с помощью суффиксов
Ход:
Самолёт – самолётик
машина - …
корабль - …
лодка - …
катер - …
колесо - …
автобус - …
трамвай - …
троллейбус - …
велосипед - …
вертолёт – …
грузовик - …
пароход - …
грузовик - …
ракета - …
трактор - …
Игра «Самый, самый…»
Цель: образование степеней
сравнения качественных прилагательных
Ход:
Быстрый – быстрее, самый быстрый, быстрейший
Медленный – медленнее, самый медленный
Смелый – смелее, самый смелый, смелейщий
Автобус едет быстро, а электричка еще (быстрее)
Вертолет летит высоко, а самолет еще (выше)
Катер сигналит громко, а пароход еще (громче)
Автомобиль стоит близко, а велосипед еще (ближе)
Игра «Дополни предложение»
Цель: умение подбирать
нужные по смыслу слова
Ход:
Серебристый … … … летит по небу (самолёт).
Комфортабельный … … … плывёт по океану (теплоход)
Школьный … … … везёт детей в школу (автобус).
Грузовой … … … перевозит мебель (автомобиль).
Игра «Новые слова»
Цель: образование сложных
слов
Ход:
Лёд колет – ледокол
сам летит – самолёт
сам катится – самокат
бензин возит – бензовоз
везде ходит – вездеход
на земле – наземный
под землёй – подземный
железная дорога – железнодорожный
быстро ходит – быстроходный
лёгкие крылья – легкокрылый
бензин, колонка – бензоколонка
мешает бетон – бетономешалка
возит молоко – молоковоз
Игра «1, 2, 5»
Цель: единственное и
множественное число существительных в именительном и родительном падежах
Ход:
Один автобус – два автобуса – пять автобусов;
один трамвай - …
один корабль - …
одна машина - …
одна яхта - …
одна электричка - …
одно колесо - …
Игра "Назови
одним словом"
Цель: образование сложных
слов
Ход:
Если у мотоцикла три колеса, он (какой) -
трехколесный.
Если у велосипеда два колеса, то он (какой) -.
Если у машины 4 колеса, она (какая) -.
Если у лодки 4 весла, она (какая) -.
Игра "Закончи
предложение"
Цель: употребление
глагола «ехать» с соответствующей приставкой
Ход:
Машина из гаража (что сделала) – выехала
От дома (что сделала) -.
К дому -.
За дом -.
Через мост -.
С моста -.
Мимо дома - …
Вокруг парка - …
Из города - …
Игра «Кто, чем управляет?»
Цель: закрепление профессий
на транспорте
Ход:
Машинист – поездом
шофёр – грузовиком, машиной
капитан – кораблём
лётчик – самолётом
вагоновожатый – трамваем
водитель – троллейбусом, автобусом
космонавт – ракетой, космическим кораблём
Игра «Подбери признак»
Цель: подбор прилагательных
к существительным
Ход:
Машина (какая) – быстрая, гоночная,
новая, старая, легковая, грузовая, темно-синяя и т. д. ;
автобус – быстрый, большой, блестящий, разноцветный…;
троллейбус -, корабль - ,
самолет -, поезд - …
Игра «Четвёртый лишний»
Цель: классификация
предметов
Ход:
Лодка, велосипед, теплоход, корабль
Трамвай, троллейбус, грузовик, автобус
Маршрутное такси, легковая машина, поезд в метро, трамвай
Самолёт, вертолёт, пароход, ракета
Поезд, лодка, электричка, паровоз
Такси, поезд, автобус,
Пальчиковая гимнастика
Цель: развитие мелкой
моторики пальцев рук
Ход:
Я на лодочке сижу, (ладони лодочкой, волнообразные
движения)
Молча в речку я гляжу…
Веслами машу, (ладони – лодка, круговые движения большими
пальцами)
Еду, не спешу.
Будем пальчики сгибать, (сжимать и разжимать кулачки)
Будем транспорт называть:
Автомобиль и вертолет, (загибать пальцы, начиная с
мизинца)
Трамвай, метро и самолет.
Пять пальцев мы в руках зажали, (показать кулачок)
Пять видов транспорта назвали.
«Составь предложение по теме «Транспорт»»
Цель: Упражнять детей в составлении предложений
по опорным словам.
Ход игры:
Запись
графической схемы предложения.
Машина,
ехать дорога.
Самолет,
небо, летит, высоко.
Большой,
корабль, волны, плывет.
Шоссе,
по, автомобиль, мчится.
Магазин,
около, мотоцикл, остановился.
Едет,
тропинка, велосипедист.
ЧИСТОГОВОРКИ
Цель: автоматизация
поставленных звуков
Ход:
ФЕР – ФЕР – ФЕР - за рулем шофер
ДЕТ – ДЕТ – ДЕТ - машину он ведет
ИЛЬ – ИЛЬ – ИЛЬ - вот автомобиль
УЛЬ – УЛЬ – УЛЬ - у машины руль
ОБУС – ОБУС – ОБУС - новенький автобус
ВИК – ВИК – ВИК - на стройке грузовик
ОГЕ – ОГЕ – ОГЕ - троллейбус едет по дороге
ЛИ – ЛИ – ЛИ - едут «Жигули»
АЙ – АЙ – АЙ - на остановке стоит трамвай
АЗ – АЗ – АЗ - мы увидели «Камаз»
ОР – ОР – ОР - людям нужен светофор
ИЛ – ИЛ – ИЛ - загрузили «ЗИЛ»
ОГЕ – ОГЕ – ОГЕ - опасно на дороге
АТЬ – АТЬ – АТЬ - надо правила соблюдать
ОГУ – ОГУ – ОГУ - осторожно переходят дорогу
Комментариев нет:
Отправить комментарий