«Формирование глагольного словаря»
Следует
отметить, что в последнее время возросло количество детей с общим недоразвитием речи, при котором нарушается формирование всех компонентов речевой
системы: лексики, грамматического строя языка, фонетики. При глубоком
обследовании речи
дошкольников с
более легкими диагнозами («дислалия»,
«стертая (легкая) дизартрия», прослеживаются элементы лексико-грамматического недоразвития.
Дети
с различными нарушениями речевого развития не владеют развернутой, грамматически
правильно оформленной
фразой. Их речь выглядит бедной из-за отсутствия в ней
прилагательных, а неумение грамотно строить словосочетания и
предложения затрудняет ее понимание. Бедность словаря,
неумение к месту пользоваться близкими по значению словами (синонимами) приводят к невозможности
грамматически правильно выразить мысль.
Дошкольникам трудно
пересказывать даже короткие тексты в силу недостаточной форсированности лексико-грамматического
строя речи.
Еще больше проблем возникает у детей при составлении рассказа. Они избегают
общения со взрослыми, стараются уйти от вопросов, замыкаются в себе, что, в
свою очередь, тоже тормозит нормальное речевое развитие. Таким детям необходима
своевременная логопедическая помощь.
Конечная
цель работы логопеда с ребенком — полная коррекция произношения звуков и
развитие связной речи до уровня, позволяющего ему успешно обучаться в
общеобразовательной школе.
Методика
коррекции произношения звуков разрабатывалась и дополнялась многими
специалистами. А вот работа по развитию у дошкольников связной речи в
коррекционных группах строится на подборе отдельных логопедических приемов,
направленных на увеличение словарного запаса детей, на отработку навыков словообразования,
правильного употребления грамматических форм и некоторых типов предложений.
Руководствуясь
этим, я предлагаю систему игр и упражнений, способствующих развитию
связной речи у детей 5-6 летнего возраста,
разработанную И. А. Чистяковой. В основу предлагаемой системы положена работа
по формированию структуры
предложения (простого, нераспространенного и
распространенного, а затем и сложного) с включением
грамматических категорий в порядке усвоения их в онтогенезе. Развитие у ребенка
фразовой речи состоит
в усложнении предложения за счет увеличения включаемых элементов (слов) и разнообразия их
взаимодействия.
Материал
предлагается детям в доступной (игровой) форме,
представляет собой систему и хорошо усваивается. Кроме того, разработанная
система игр и упражнений отвечает основным требованиям современных программ
обучения и воспитания дошкольников,
развивает самостоятельную творческую и речевую активность детей.
Именно
поэтому целесообразно использовать различные варианты игр:
-обеспечивающие
максимально возможную двигательную активность ребенка (речевые - с мячом, с
другими предметами и двигательно-словесные);
-предполагающие
манипулирование руками и мыслительно-познавательную деятельность.
Для
игр необходимы фланелеграф или магнитная доска, так как эти приспособления
избавляют ребенка от пассивного восприятия картинного материала, учат
самостоятельно манипулировать картинкой, перемещая ее с одного игрового поля на
другое, и при этом комментировать, «проговаривать» свои
действия, ориентироваться на плоскости и создавать из частей (предметных картинок) целостную (сюжетную) картину.
Задачами
каждой игры являются формирование структуры определенного типа
предложения и отработка навыка употреблять те или иные грамматические
категории глагола в
данных типах предложений.
Предлагаемые
игры развивают в ребенке самостоятельность в двигательной, познавательной,
речевой деятельности и направлены на формирование зрительного и слухового внимания.
Используемая
вариативность упражнений (игр) позволяет
ребенку прочно закреплять навык владения речевым материалом.
Первые
две игры: «В мире звуков» и «Что как
звучит?» — позволяют ребенку познакомиться с многообразием
действий, совершаемых предметами (объектами, учат его образовывать глаголы, опираясь на звук, возникающий при
совершении действия, помогают освоить структуру простого двусоставного
предложения.
Игра «Что делают предметы?» знакомит детей со словами —
названиями действий, с обозначениями их при помощи графических символов и
служит для формирования навыка
задавать вопросы к словам — названиям действий.
Игры «Что делал? Что делала?» и «Кто что делал, расскажи.» учат ребенка
согласовывать глагол с существительным в роде и числе, закрепляют
знания о живых и неживых предметах и помогают значительно пополнить глагольный словарь.
Игра «Найди нужный предмет» развивает умения
пользоваться полученными знаниями о действиях и опираться на схему (модель) при составлении предложения.
Игры «Кто как голос подает?», «Кто как передвигается?», «Сочиним стихотворение» предназначены для
расширения предикативного словаря и
учат детей самостоятельно образовывать глаголы от звукоподражаний. (Например: «Га-га-га» — гогочет гусь.)
Игры «Собери друзей», «Едем, плаваем, летаем» подводят
ребенка к пониманию, что непохожие предметы (живые и неживые) могут
быть объединены в группы по глаголу, называющему способ передвижения.
Игра «Хитрый Буратино» — знакомит детей с категорией
времени (настоящего, прошедшего и будущего, учит грамотно пользоваться
видом (совершенным и несовершенным) глагола.
Игры «Необычные цветы», «Кто больше?», «Найди ошибки», «Угадай задуманное слово», «Назови правильно» нацелены на закрепление навыка
использования в речи изученных слов-названий действий, тренируют память,
зрительное и слуховое внимание, развивают мышление.
Игры «Угадай, что.», «Соблюдай порядок», «Кто кого?», «Найди нужный инструмент», «Есть у каждого работа» знакомят детей со
структурой простого распространенного предложения, соответствующего модели «предмет — действие — предмет» (вводится
дополнение, формируют навык
изменения падежной формы существительного при управлении,
обогащают словарь.
В
процессе игры «Кем ты хочешь стать?» формируется навык
использования в речи глаголов будущего времени.
Игры «Путешествие Кота», «Ехали, летели, плыли» закрепляют
навык образования глаголов с помощью приставок.
В
ходе игры «Унылый и Веселый» дети учатся
определять эмоциональное состояние человека и обозначать его
соответствующим глаголом.
Все
эти игры способствуют формированию глагольного словаря и развитию навыка употребление глагола в предложении.
Комментариев нет:
Отправить комментарий