14.02.2024

 «Формирование глагольного словаря»

Следует отметить, что в последнее время возросло количество детей с общим недоразвитием речи, при котором нарушается формирование всех компонентов речевой системы: лексики, грамматического строя языка, фонетики. При глубоком обследовании речи дошкольников с более легкими диагнозами («дислалия», «стертая (легкая) дизартрия», прослеживаются элементы лексико-грамматического недоразвития.

Дети с различными нарушениями речевого развития не владеют развернутой, грамматически правильно оформленной фразой. Их речь выглядит бедной из-за отсутствия в ней прилагательных, а неумение грамотно строить словосочетания и предложения затрудняет ее понимание. Бедность словаря, неумение к месту пользоваться близкими по значению словами (синонимами) приводят к невозможности грамматически правильно выразить мысль.

Дошкольникам трудно пересказывать даже короткие тексты в силу недостаточной форсированности лексико-грамматического строя речи. Еще больше проблем возникает у детей при составлении рассказа. Они избегают общения со взрослыми, стараются уйти от вопросов, замыкаются в себе, что, в свою очередь, тоже тормозит нормальное речевое развитие. Таким детям необходима своевременная логопедическая помощь.

Конечная цель работы логопеда с ребенком — полная коррекция произношения звуков и развитие связной речи до уровня, позволяющего ему успешно обучаться в общеобразовательной школе.

Методика коррекции произношения звуков разрабатывалась и дополнялась многими специалистами. А вот работа по развитию у дошкольников связной речи в коррекционных группах строится на подборе отдельных логопедических приемов, направленных на увеличение словарного запаса детей, на отработку навыков словообразования, правильного употребления грамматических форм и некоторых типов предложений.

Руководствуясь этим, я предлагаю систему игр и упражнений, способствующих развитию связной речи у детей 5-6 летнего возраста, разработанную И. А. Чистяковой. В основу предлагаемой системы положена работа по формированию структуры предложения (простого, нераспространенного и распространенного, а затем и сложного) с включением грамматических категорий в порядке усвоения их в онтогенезе. Развитие у ребенка фразовой речи состоит в усложнении предложения за счет увеличения включаемых элементов (слов) и разнообразия их взаимодействия.

Материал предлагается детям в доступной (игровой) форме, представляет собой систему и хорошо усваивается. Кроме того, разработанная система игр и упражнений отвечает основным требованиям современных программ обучения и воспитания дошкольников, развивает самостоятельную творческую и речевую активность детей.

Именно поэтому целесообразно использовать различные варианты игр:

-обеспечивающие максимально возможную двигательную активность ребенка (речевые - с мячом, с другими предметами и двигательно-словесные);

-предполагающие манипулирование руками и мыслительно-познавательную деятельность.

Для игр необходимы фланелеграф или магнитная доска, так как эти приспособления избавляют ребенка от пассивного восприятия картинного материала, учат самостоятельно манипулировать картинкой, перемещая ее с одного игрового поля на другое, и при этом комментировать, «проговаривать» свои действия, ориентироваться на плоскости и создавать из частей (предметных картинок) целостную (сюжетную) картину.

Задачами каждой игры являются формирование структуры определенного типа предложения и отработка навыка употреблять те или иные грамматические категории глагола в данных типах предложений.

Предлагаемые игры развивают в ребенке самостоятельность в двигательной, познавательной, речевой деятельности и направлены на формирование зрительного и слухового внимания.

Используемая вариативность упражнений (игр) позволяет ребенку прочно закреплять навык владения речевым материалом.

Первые две игры«В мире звуков» и «Что как звучит?» — позволяют ребенку познакомиться с многообразием действий, совершаемых предметами (объектами, учат его образовывать глаголы, опираясь на звук, возникающий при совершении действия, помогают освоить структуру простого двусоставного предложения.

Игра «Что делают предметы?» знакомит детей со словами — названиями действий, с обозначениями их при помощи графических символов и служит для формирования навыка задавать вопросы к словам — названиям действий.

Игры «Что делал? Что делала?» и «Кто что делал, расскажи.» учат ребенка согласовывать глагол с существительным в роде и числе, закрепляют знания о живых и неживых предметах и помогают значительно пополнить глагольный словарь.

Игра «Найди нужный предмет» развивает умения пользоваться полученными знаниями о действиях и опираться на схему (модель) при составлении предложения.

Игры «Кто как голос подает?»«Кто как передвигается?»«Сочиним стихотворение» предназначены для расширения предикативного словаря и учат детей самостоятельно образовывать глаголы от звукоподражаний. (Например«Га-га-га» — гогочет гусь.)

Игры «Собери друзей»«Едем, плаваем, летаем» подводят ребенка к пониманию, что непохожие предметы (живые и неживые) могут быть объединены в группы по глаголу, называющему способ передвижения.

Игра «Хитрый Буратино» — знакомит детей с категорией времени (настоящего, прошедшего и будущего, учит грамотно пользоваться видом (совершенным и несовершенным) глагола.

Игры «Необычные цветы»«Кто больше?»«Найди ошибки»«Угадай задуманное слово»«Назови правильно» нацелены на закрепление навыка использования в речи изученных слов-названий действий, тренируют память, зрительное и слуховое внимание, развивают мышление.

Игры «Угадай, что.»«Соблюдай порядок»«Кто кого?»«Найди нужный инструмент»«Есть у каждого работа» знакомят детей со структурой простого распространенного предложения, соответствующего модели «предмет — действие — предмет» (вводится дополнение, формируют навык изменения падежной формы существительного при управлении, обогащают словарь.

В процессе игры «Кем ты хочешь стать?» формируется навык использования в речи глаголов будущего времени.

Игры «Путешествие Кота»«Ехали, летели, плыли» закрепляют навык образования глаголов с помощью приставок.

В ходе игры «Унылый и Веселый» дети учатся определять эмоциональное состояние человека и обозначать его соответствующим глаголом.

Все эти игры способствуют формированию глагольного словаря и развитию навыка употребление глагола в предложении.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий