ОТЧЕТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ 2018 - 2019 уч.г.
Развитие
речевой деятельности детей с ОВЗ через игровые методы и приемы обучения.
Цель: Повышение
профессиональной компетенции посредством изучения значения игры как метода и
приема в развитии речи у ребенка с ОВЗ
Задачи:
1. 1. Изучение
и систематизация теоретического и практического материала по
теме.
2.
Внедрение современных форм работы с использованием
различных игр для речевого развития детей с ОВЗ.
3.
Создание соответствующей предметно-пространственной
среды в группе в течение года
4.
Создание картотек по видам игр в соответствии с ФГОС.
5.
Приобщение воспитанников к элементарным нормам и
правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
6. Разработка
консультаций для родителей, привлечение родителей к совместной работе.
Актуальность
выбранной темы:
Дети с ограниченными
возможностями здоровья в эмоционально-волевой сфере особенные они быстро
устают, теряют интерес к выполнению задания, реагируют на изменения погоды,
запоминание механическое. Перечисленные выше особенности детей с ОВЗ приводят к
тому, что они испытывают большие трудности в обучении и адаптации к школе.
Вместе с тем, исследователи подчеркивают, что нарушения у детей носят
парциальный характер и могут поддаваться психолого-педагогической коррекции.
Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и
эстетического воспитания младших школьников с ОВЗ. Ребенку нужна активная
деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая
его интересы, социальные потребности. Игра для детей с ограниченными
возможностями здоровья имеет еще большее значение, чем для их ровесников из
общеобразовательной школы. Использование игр способствует изменению мотивов
поведения, раскрытию новых источников развития познавательных сил, повышению
самооценки, развитию воображения, установлению дружеских отношений в детском
коллективе. В игре осуществляется эмоционально-волевое развитие, развивается
потребность усваивать нормы поведения, развиваются те личностные качества, от
которых в дальнейшем будет зависеть успешность в учебной, трудовой
деятельности. В игровой деятельности — уже хорошо освоенной младшими
школьниками дети легче усваивают межличностные отношения, приобретают опыт терпимости,
совместимости, дружбы, а также навык ориентации в собственных поступках и в
поведении других. Включение игровых приемов в систему работы с младшими
школьниками обуславливают необходимостью преодоления объективных трудностей,
возникающих в коррекционном процессе.
Таким образом, игра решает следующие
коррекционно-развивающие, коррекционно-воспитательные и образовательные задачи:
● Развитие познавательной деятельности ребёнка с ОВЗ;
● Развитие эмоционально - волевой сферы;
● Обогащение представлений об окружающем мире;
● Формирование коммуникативных навыков;
● Формирование культурного поведения;
● Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой
моторики;
Речевое развитие играет значительную роль в познавательной активности
ребенка с ОВЗ. Через игру можно рассмотреть все аспекты развития речи и ее
коррекции. Данная проблема речевой деятельности актуальна тем, что речь является
неотъемлемым компонентом любой формы деятельности человека и его поведения в
целом. Несформированность или недоразвитие устной речи отмечается у всех детей
с интеллектуальной недостаточностью и оказывает отрицательное влияние на
развитие, обучение и социализацию ребенка, поэтому рассмотрим данную тему более
подробно.
Организация
работы по развитию речи с детьми ОВЗ
Речь - великая сила.
Она убеждает, обращает, принуждает.
Р. Эмерсон
Речь
– существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познать
окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, аккумулировать их
для передачи последующим поколениям.
Язык
и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как
«узел», в котором сходятся различные линии психического развития – мышление,
воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения,
познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям
воспитания и обучения.
Дошкольный
возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка,
становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической,
грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является
необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного
воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет
начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в
дальнейшем.
В связи с
этим перед нами встал вопрос создания оптимальных условий для полноценного
речевого развития детей. С целью целенаправленного поэтапного решения данной
проблемы в годовой план включаются так же задачи речевого развития дошкольников
с ОВЗ. Решение задач осуществляется
через различные мероприятия с детьми. Цель у всех участников педагогического
процесса едина: поиск эффективных приемов повышения качества речевого развития
детей.
Разнообразие
методов обучения и организация детской деятельности приобретает особое
значение. Не секрет, что она предполагает достаточно много однообразных
упражнений, нацеленных на отработку и закрепление тех или иных речевых
конструкций. Поэтому от методической грамотности воспитателя, его желания и
способности найти разные, непохожие один на другой способы организации детской
деятельности и общения в этих условиях напрямую зависят сроки, характер и
результат работы.
Согласованность
в действиях воспитателей, узких специалистов и родителей поможет поднять
качество и эффективность работы по развитию речи дошкольников с максимальным
учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Ребенок проводит в игре много времени. В жизни ребёнка
дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него –
основной вид деятельности, форма организации жизни, средство всестороннего
развития.
Развитие личности в младшем дошкольном
возрасте характеризуется динамичностью, усвоением большого объема новых знаний,
умений, появлением новых качеств, потребностей. В этом возрасте формируются все
стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоционально-волевая.
Развитие ребенка осуществляется в процессе разнообразной деятельности со
взрослыми и в детском коллективе. Особая роль в связи с этим отводится играм
детей. Педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: «Игра имеет
важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет
деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в
работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в
игре».
Выдающийся
педагог Крупская Н. К., подчеркивая особенности детских игр, писала: «Игра есть
потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы
ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются
сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные
навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр.»
Немецкий
педагог Фр. Фребель считал: «Источники всего хорошего лежат в игре и исходят из
нее».
Игра решает следующие
коррекционно-развивающие, коррекционно-воспитательные и образовательные задачи:
● Развитие познавательной деятельности ребёнка с ОВЗ;
●
Развитие эмоционально- волевой сферы;
●
Обогащение представлений об окружающем мире;
●
Формирование коммуникативных навыков;
●
Формирование культурного поведения;
●
Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики;
●
Пропедевтика страхов и отрицательных эмоций.
Существует некоторый комплекс игр. Это и дидактические, и
сюжетно-ролевые, и театрализованные игры и игры-драматизации, и подвижные, и
конструктивные игры, игры-эксперименты.
Каждый вид игры выполняет определённые
функции:
1. Дидактические игры – одно из
средств познавательной деятельности школьника с нарушением интеллекта.
Дидактические игры развивают наблюдательность, внимание, память, мышление, речь,
повышают эффективность обучения.
2. В
сюжетно-ролевых играх дети при помощи взятых на себя ролей воспроизводят
жизнь взрослых людей, их взаимоотношения, их деятельность. В ходе игры ученик
познаёт мир и усваивает общественный опыт. Воспитывается стремление к учению,
умение и желание трудиться, а также моральные качества, обогащается речевой
запас.
3. Театрализованные игры и
игры-драматизации – это разновидность сюжетно-ролевых игр, однако они
развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого – содержание
сказки, рассказа. Эти игры требуют от педагога режиссирования, а от ребёнка –
проговаривания реплик.
4. Подвижные игры служат средством
коррекции моторных нарушений, т.к. большинство таких детей имеют двигательные
нарушения.
5. Для детей с нарушением интеллекта конструктивные
игры служат средством развития восприятия формы, объёма, размеров различных
предметов. В ходе конструктивных игр ребят развивается пространственная
ориентация, а также мелкая моторика.
6. Главное
достоинство экспериментирования заключается в том, что оно даёт детям
реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. В ходе
эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные
процессы.
Игра – понятие многогранное. Игра сейчас
встаёт в строй самых насущных потребностей человека. Без неё невозможно
нормальное развитие мозга и тела. Понять природу игры, её поразительный
воспитательный потенциал – это понять природу счастливого детства. Детские игры
воспитывают и развивают в ребёнке всё, что составляет богатство человеческой
личности.
Игра – главная сфера общения детей; в ней
расширяются проблемы межличностных отношений, совместимости, партнёрства,
дружбы, товарищества. В игре познаётся и приобретается социальный опыт,
взаимоотношения людей. Игра социальна по своей природе и непосредственному
насыщению, являясь отражённой моделью поведения, проявления и развития сложных
самоорганизующих систем, и практикой творческих решений, предпочтений, выборов
свободного поведения ребёнка, сферой неповторимой человеческой активности.
Поскольку детская игра – явление
универсальное и дети в играх копируют окружающую жизнь, её функции
разнообразны.
Наиболее важные функции игры:
– обучающая
функция позволяет решить конкретные задачи воспитания и обучения, которые
направлены на усвоение определённого программного материала и правил, которым
должны следовать играющие. Важны обучающие игры также для
нравственно-эстетического воспитания детей;
– развивающая
функция заключается в развитии ребёнка, коррекции того, что в ней заложено и
проявлено;
– воспитательная функция помогает выявить индивидуальные
особенности детей, позволяет устранить нежелательные проявления в характере
воспитанников;
– коммуникативная
функция состоит в развитии потребности обмениваться со сверстниками знаниями,
умениями в процессе игр, общаться с ними и устанавливать на этой основе
дружеские взаимоотношения, проявлять речевую активность;
– развлекательная функция способствует повышению
эмоционально-положительного тонуса, развитию двигательной активности, питает ум
ребёнка неожиданными и яркими впечатлениями, создаёт благоприятную почву для
установления эмоционального контакта между взрослым и ребёнком;
– психологическая функция состоит в развитии творческих
способностей детей;
– релаксационная функция
заключается в восстановлении физических и духовных сил ребёнка;
Имея такое разнообразие функций, игра
заслуживает того, чтобы её включали во все виды деятельности, ибо она хранит и
передаёт по наследству огромную гамму духовных, эмоциональных ценностей
человеческих проявлений.
Игра – специфический, чисто детский мир
жизни ребёнка.
Игра есть практика развития. Дети играют –
потому что развиваются, и развиваются, потому что играют.
Игра – свобода самораскрытия, саморазвития
с опорой на подсознание, разум и творчество.
Продукт игры – наслаждение её процессом,
конечный результат – развитие реализуемых в ней способностей.
Игры детей есть самая свободная,
естественная форма проявления их деятельности, в которой осознаётся, изучается
окружающий мир.
Игра есть потребность растущего ребёнка:
его психики, интеллекта, биологического фонда.
Итак, важную роль в обучении, воспитании и
развитии личности имеет игровая деятельность, которая в жизни ребёнка
дошкольного возраста занимает первостепенное место. Наша основная задача через
игру научить ребенка высказываться, выражать свою мысль. Ребенок должен
понимать, что играя он решает для себя сложные задачи и развивается.
План самообразования на текущий год
Сентябрь
Изучение литературы;
Анкетирование родителей «Выявление
игровых интересов и предпочтений ребенка дома»;
Октябрь
Оформление группы в соответствии с темой
самообразования;
Подбор игр и составление картотек:
Ø Картотека
пальчиковых игр
Ø Картотека подвижных игр
Ø Дидактические игры
Ø Папка сюжетно-ролевых игр
Прохождение курсов повышения квалификации «Теория
и методика обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО» 72
часа от 28.10 2018 г.
Разработка консультаций для родителей;
Ноябрь
Использование речевых игр в
режимные моменты, НОД, развлечения, наблюдения, прогулки, коррекционные часы и
т.д.).
Создание папки по мнемотаблицам.
Оформить уголок консультаций
для родителей
Декабрь
Использование речевых игр в
режимные моменты, НОД, развлечения, наблюдения, прогулки, коррекционные часы и
т.д.).
Создание папки "Скороговорки в картинках"
Январь
Использование речевых игр в
режимные моменты, НОД, развлечения, наблюдения, прогулки, коррекционные часы и
т.д.).
Оформление папки по
словообразованию.
Создание в
уголке консультаций для родителей
Ø «Творческие игры
перед сном, развивающие познавательные процессы»
Ø Памятка «Игрушки
для ребенка», «Правила организации игры ребенка»
Февраль
Использование речевых игр в
режимные моменты, НОД, развлечения, наблюдения, прогулки, коррекционные часы и
т.д.).
Оформление папки по
синквейнам.
Проведение мастер-класса с детьми «Научим куколок играть друг с другом»
Создание
консультаций для родителей
Ø «Советы родителям по организации
логопедических игр дома»
Ø Буклет «Дыхательная
гимнастика»
Март
Использование речевых игр в
режимные моменты, НОД, развлечения, наблюдения, прогулки, коррекционные часы и
т.д.).
Оформление папки по
сюжетно-ролевым играм.
Создание консультаций для родителей
Ø
«Звуковая
культура речи. Упражнения на развитие фонематического слуха»
Ø
«Пальчики
играют»
Апрель
Использование речевых игр в
режимные моменты, НОД, развлечения, наблюдения, прогулки, коррекционные часы и
т.д.).
Дети говорят больше чем
рисуют.
Создание консультаций для родителей
Ø «Поиграй
со мной»
Ø
«Взрослые,
дети, игра»
Май
Показ открытого познавательного занятия
«Путешествие в лес за игрушками»
Написание отчёта о проделанной работе за
учебный год.
Выступление на родительском собрании с
отчётом о проделанной работе за учебный год
Папки,
картотеки, буклеты и игры прилагаются.
Комментариев нет:
Отправить комментарий